Коммерсант: «Ижавиа» обновят за счет лизинга
Глава Удмуртии Александр Бречалов и председатель Внешэкономбанка Игорь Шувалов обсудили возможность обновления парка воздушных судов «Ижавиа» за счет лизингового финансирования. В АО «ВЭБ-Лизинг» считают, что в условиях высоких цен оптимальным вариантом может стать операционный лизинг, когда транспортный актив приобретается на время и не находится в собственности авиакомпании. По мнению экспертов, это даст возможность «Ижавиа» обновить парк и при этом сэкономить финансовые ресурсы.
25 июля в ходе встречи с председателем ВЭБа Игорем Шуваловым глава республики Александр Бречалов предложил совместно с «ВЭБ-Лизинг» проработать в том числе вопрос лизингового финансирования для обновления парка воздушных судов. Также 27 июля руководство «Ижавиа» на официальной странице в Facebook озвучило решение о расширении аэропортовой деятельности и подготовке к допуску новых воздушных судов. «По мнению специалистов авиакомпании, аэропорт Ижевска готов к приему новых типов воздушных судов, таких как Boeing737 и Airbus а320», — говорится в сообщении. Ранее в беседе с "Ъ-Удмуртия" руководство авиакомпании сообщало о планах по замене устаревшего парка новыми самолетами. В интервью журналу «АТО» гендиректор «Ижавиа» Александр Синельников рассказал, что «присматривается» к Boeing 737-800,Boeing 737MAX, Airbus A320ceo/neo. Выбор в компании готовы сделать, исходя из расчетов стоимости и выгодного предложения со стороны производителей и лизинговых компаний.
По данным Aeronautica.online.ru, номинальные средние цены по состоянию на январь 2018 года на Boeing 737-800 составляют $102,2 млн., на Boeing 737 MAX варьируются от $96 до $129 млн. Стоимость самолета Airbus A320 neo составляет $110,6 млн. Как отмечают аналитики, в заключаемых контрактах стоимость воздушных судов отличается от официально публикуемой.
В условиях высокой стоимости воздушных судов большинство авиакомпаний используют механизмы лизинга для пополнения флота. «Авиационный лизинг пользуется спросом не только у таких крупных компаний, как "Аэрофлот", "Россия", S7, "Уральские авиалинии", UTair, "Победа", но и у небольших региональных перевозчиков. Например, в 2018 году АО «ВЭБ-Лизинг» передало в лизинг читинской авиакомпании "Аэросервис" небольшой 12-местный самолет ТВС-2МС для осуществления на нем социально значимых перевозок в регионе», — рассказал"Ъ-Удмуртия" начальник управления авиационного лизинга АО «ВЭБ-Лизинг» Алексей Чистяков.
Как отметил Алексей Чистяков, в последние годы в финансировании авиационной отрасли особенно востребован операционный лизинг. «Так если в 1980-х доля операционной аренды в общей структуре финансирования самолетной техники составляла менее 5%, то в настоящее время операционные лизингодатели управляют 40% от всех коммерческих самолетов, и эта доля продолжает расти», — сообщил представитель АО «ВЭБ-Лизинг». Основным преимуществом операционного лизинга является возможность взять транспортный актив только на период действия договора, после чего воздушное судно возвращается лизинговой компании «Поэтому после окончания договора лизингодатель должен самостоятельно заниматься вопросами его дальнейшего размещения или продажи. Авиакомпания может сосредоточиться на своей основной деятельности – перевозке пассажиров, вместо того, чтобы заниматься продажей ставшего ненужным актива», — рассказал представитель АО «ВЭБ-Лизинг».Посредством операционного лизинга, по словам собеседника, авиакомпании могут систематически обновлять парк, возвращая возрастные самолеты, по которым заканчивается операционная аренда, и заменяя их на новые. Помимо операционного лизинга существует также механизм финансового лизинга, предполагающий переход права собственности на транспортный актив от лизингодателя к авиакомпании.
По мнению ведущего аналитика «Открытие Брокер» Андрея Кочеткова, сегодня ни средние, ни малые авиакомпании не могут себе позволить приобретать суда в полную собственность. «Использование кредитных средств также может быть неоптимальным решением. Cхема лизинга стала общемировой практикой. В этом случае стоимость лизинга становится фактически статьей текущих расходов без риска невыполнения кредитных обязательств», — отметил господин Кочетков. По мнению эксперта, лизинг воздушных судов позволит «Ижавиа» без масштабных капиталовложений обновить парк эксплуатируемой техники и обеспечить загрузку авиастроителей. «Если лизинговая схема не будет применяться, то есть вероятность, что региональные компании предпочтут покупать уже бывшие в эксплуатации импортные машины, а не закупать новые отечественные суда», — отметил господин Кочетков.
Исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев считает лизинг основной схемой финансирования поставки воздушных судовв текущей рыночной ситуации. «Если "ВЭБ-Лизинг" предложит "Ижавиа" выгодные условия финансирования, лучшие, чем средние по рынку, авиакомпания сможет существенно сэкономить», — отметил эксперт.
Анастасия ДАНИЛОВА