Российская газета: Трудный возраст

Доходов Пенсионного фонда недостаточно, чтобы обеспечить рост пенсий выше инфляции. И если ничего в пенсионной системе не менять, дефицит бюджета ПФР будет только расти, сообщил председатель правления ПФР Антон Дроздов.

"Сейчас средства федерального бюджета составляют больше трети бюджета ПФР. Общие расходы на пенсионное обеспечение составляют 7,2 трлн рублей, из федерального бюджета на это выделяется 2,4 трлн рублей, а весь трансферт составляет 3,3 трлн рублей", — уточнил глава Пенсионного фонда.

Именно с этой растущей "дырой" в пенсионном бюджете и связано предложение изменить возраст выхода на пенсию. Если получателей пенсий станет меньше (по экспертным оценкам, в результате увеличения возраста численность пенсионеров может постепенно сократиться на 4,5 млн человек), соответственно, сэкономленные средства можно будет направить на прибавку к пенсии. "Если не принять никаких мер по совершенствованию пенсионной системы, из-за дефицита бюджета Пенсионного фонда трансферт на выплату пенсий неизбежно будет увеличиваться. При этом пенсии будут расти гораздо более низкими темпами, не выше инфляции, и их покупательная способность будет постоянно снижаться", — констатировал Дроздов.

Накануне о том же самом заявил министр труда и соцзащиты Максим Топилин. В Минтруде и раньше поясняли, что обещанная правительством индексация пенсий на 1000 рублей в 2019 году может получиться только при выполнении предложенных возрастных ограничений. И теперь в связи с приближающимися парламентскими слушаниями (намечены на 21 августа) Топилин еще раз пояснил эти расчеты.

Топилин напомнил, что Россия готовится ратифицировать 102-ю Конвенцию МОТ, которая определяет нормы минимального социального обеспечения. "Согласно Конвенции, государства-участники должны гарантировать уровень выплат по старости не менее 40 процентов от заработка", — пояснил министр. Поэтому повышать пенсии надо, и их повышать будут.

Вот только за счет чего? У нас, по оценкам того же минтруда, 15 миллионов самозанятых. Эти люди работают, зарабатывают, но пенсионные отчисления не делают. Хотя когда достигают пенсионного возраста, они вправе оформить социальную пенсию — такой у нас закон. Причем вывести таких предпринимателей из тени очень сложно.Рассматривается и способ уменьшить траты ПФР — если пересмотреть списки льготников, оформляющих пенсию досрочно. Это правительство тоже пытается сделать, по крайней мере, в отношении некоторых категорий "досрочников". Но и этот путь не простой и не быстрый.

"В то же время если сейчас ничего не делать, оставить пенсионный возраст в неизменном виде, то расходы Пенсионного фонда на выплаты уже в ближайшем времени значительно увеличатся. Это произойдет, во-первых, в связи с ежегодным значительным ростом числа пенсионеров. А во-вторых, потому, что уменьшится количество трудоспособного населения, за которое перечисляются страховые взносы, — пояснил Топилин. — Следовательно, в бюджете ПФР возникнет серьезный дисбаланс. Эта разница должна будет покрываться за счет все больших вливаний из средств федерального бюджета, то есть, по сути, из уплачиваемых всеми нами налогов". Одним словом, повышение пенсионного возраста — это хотя и непопулярный, но эффективный шаг, который позволит выправить финансовую ситуацию в пенсионной системе.Нынешний пенсионный возраст остается неизменным с 1956 года. В том же 1956 году мужчины в среднем доживали до 63 лет, а женщины — до 69. А сейчас мы живем заметно дольше: мужчины — на шесть лет, женщины — на 10. Соответственно, и пенсию от государства получаем более долгий срок, чем раньше.

"Действующие возрастные границы выхода на пенсию ограничили возможность повышения пенсий. Так, в последние три года в среднем увеличение пенсий осуществлялось на 400-500 рублей", — отметил министр. Чтобы достичь обещанной прибавки в 1000 рублей, возраст придется менять.

Ирина НЕВИННАЯ