Forbes Russia: Подарок Ротенбергам: как государство решило поддержать СМП Банк
В условиях ужесточения санкций государство пытается оказать поддержку попавшим под них компаниям. Среди популярных вариантов — приоритетный или льготной доступ к финансируемым из бюджета проектам и также сопутствующим им услугам. Одной из таких «услуг» является ведение спецсчетов.
По правилам контрактной системы при проведении торгов претенденты на контракты должны вносить обеспечение своего участия — денежные средства, которые блокируются на счетах на время проведения торгов и удерживаются в пользу государства у победителя в случае его уклонения от заключения контракта. В настоящее время такое обеспечение вносится участниками закупки на счета операторов электронных площадок, открытых в выбранных электронными площадками банках. Но законодательство уже предусматривает, что подобные счета будут открываться в банках непосредственно самими участниками закупок. Выбирать банк участники закупок должны самостоятельно — из перечня, установленного правительством.
На сегодняшний день в этот перечень включены 18 банков — Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк, Альфа-банк, Московский кредитный банк, ФК «Открытие», Райффайзенбанк, Росбанк, Всероссийский банк развития регионов, Промсвязьбанк, «Россия», «Санкт-Петербург», Совкомбанк, Российский национальный коммерческий банк, Росевробанк, ОТП Банк и «Юникредит». А в самое ближайшее время правительство готовится внести в список еще и СМП Банк, подконтрольный Борису и Аркадию Ротенбергам.
Что сулит банку попадание в перечень? В первую очередь речь идет о возможности получения доступа к денежным средствам претендентов на государственные и муниципальные контракты. По некоторым оценкам на сегодняшний день объем этих средств по самым грубым подсчетам может составлять порядка 50 млрд рублей. Впрочем, механизм спецсчетов, согласно которому участники закупок будут сами выбирать, в каком из включенных в список банков размещать обеспечение заявок, предполагается запустить лишь с октября. Кроме того, режим спецсчета может быть присвоен и обычному расчетному счету. Все это делает отобранные банки привлекательнее для корпоративных клиентов, активно участвующих в госзакупках, а значит, будет дополнительно мотивировать последних не только открывать спецсчета, но и переходить в целом на обслуживание в такие банки.
Включение в перечень окажет и позитивное влияние на имидж банка в глазах потенциальных клиентов, в том числе и физических лиц. В перспективе это станет определенным противовесом оттоку клиентов, опасающихся работать через банк, находящийся под санкциями. Правда, формирование такого «элитного клуба» не самым лучшим образом скажется на деятельности других банков, лишенных возможности предложить клиентам подобные услуги, однако едва ли влияние этого фактора можно рассматривать как значительное.
Разумеется, не стоит сбрасывать со счетов и издержки, связанные с необходимостью внедрения по сути нового направления деятельности. Банкам придется не только заключать соглашения с электронными площадками, но и разрабатывать и внедрять соответствующее программное обеспечение, выделять и обучать персонал. Но эти затраты, предположительно, будут невелики по сравнению с ожидаемыми выгодами. К тому же участники госзакупок сами выбирают, в каком из отобранных банков открывать спецсчета, а значит, гарантированного «куска пирога» никто из выбранных банков по умолчанию не получает и за клиентов придется побороться. Поэтому пока просчитать экономический эффект (и будет ли он) для СМП Банка затруднительно. А вот для участников госзакупок расширение списка банков, в которых они могут размещать спецсчета, по этой причине скорее окажется благом, тем более что они вправе рассчитывать на получения соответствующего процента с размещенных средств.
Кирилл КУЗНЕЦОВ, Forbes Contributor