Известия: Роспотребнадзор отстоял право заниматься жалобами на банкиров
Банк России будет согласовывать позицию по защите прав потребителей финансовых услуг с Федеральной службой по защите прав потребителей (Роспотребнадзором), а также направлять в ведомство поступающие мегарегулятору жалобы банковских заемщиков на нарушения своих прав. Это следует из подписанного соглашения о взаимодействии между двумя ведомствами (есть у «Известий»). Со стороны Банка России документ подписал первый зампред ЦБ Сергей Швецов, со стороны Роспотребнадзора — его руководитель Анна Попова.
Как указывается в документе, «взаимодействие сторон осуществляется путем формирования совместных правовых позиций по соответствующим обращениям, заявлениям и жалобам потребительских услуг на нарушение их прав и законных интересов. При наличии в обращениях, заявлениях, жалобах потребителей финансовых услуг признаков нарушения закона «О защите прав потребителей» такие обращения, заявления, жалобы рассматриваются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека». В Роспотребнадзоре подтвердили факт подписания документа.
— Поскольку Банк России выполняет роль мегарегулятора финансового рынка, а Роспотребнадзор является госорганом, вырабатывающим и реализующим государственную политику в сфере защиты прав потребителей, в том числе финансовых услуг, нам крайне важно, чтобы наши решения по смежным вопросам были скоординированы, — пояснил «Известиям» начальник управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков. — Соглашение между Банком России и Роспотребнадзором позволит нам своевременно сверять позиции и подходы к развитию сектора финансовых услуг.
В пресс-службе ЦБ не ответили на запрос «Известий».
Идея о передаче функции по защите прав банковских заемщиков Центральному банку в прошлом году активно продвигалась Минфином России. В частности, замминистра финансов Алексей Моисеев заявлял, что для вывода этой функции из сферы деятельности Роспотребнадзора ведомством была предложена специальная норма в законе «О потребительском кредите» (вступил в силу с 1 июля), согласно которой «надзор за соблюдением кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями требований настоящего федерального закона осуществляет Банк России».
— Наш подход такой: финансовые услуги нужно выводить из-под закона о защите прав потребителей, потому что они не регулируются здесь никак, — заявлял он. — Идеальная ситуация — когда были бы отдельная законодательная база и единый регулятор, который защищал бы эти права.
Как следует из соглашения, информация о жалобах банковских заемщиков в Роспотребнадзор будет поступать из ЦБ автоматически на уровне территориальных и структурных подразделений. Кроме того, документ предусматривает «проведение совместных мероприятий, заседаний рабочих групп, сверку статистических данных» и взаимодействие «в других формах». В итоге стороны рассчитывают решить задачу «формирования единой позиции по актуальным вопросам предоставления финансовых услуг потребителям финансовых услуг в целях предупреждения и своевременного пресечения нарушений их прав и законных интересов».
В обществах защиты прав потребителей считают появление такого соглашения позитивным для рынка.
— Я очень рад, что Роспотребнадзор остается защищать потребителей в финансовой сфере, — считает председатель правления Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. — Пока Центральный банк показывает пример неэффективного надзора за исполнением закона «О потребкредите», в частности, фактически легализован ростовщический процент со стороны ряда финансовых организаций — до сих пор выдаются кредиты под 891% годовых, такого нет ни в одной стране мира.
В банках придерживаются противоположной точки зрения.
— Получается, что фактически у банков будет два регулятора, каждый из которых сможет давать свои предписания кредитной организации, — отмечает начальник юридического управления СДМ-банка Александр Голубев. — При этом президент в послании Федеральному собранию ясно дал понять о том, что необходимо снизить административное давление на бизнес. Думаю, что было бы правильным, чтобы защитой прав заемщиков занималось одно ведомство — мегарегулятор.
Александра БАЯЗИТОВА