Российская газета: Фактор роста
Объем факторинговых сделок с промышленными компаниями в первом полугодии вырос на 90 процентов, до 370 миллиардов рублей, говорится в исследовании рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА), представленном на конференции "Факторинг в России". Доля производства достигла 44 процентов, а торговли, традиционного для факторинга сегмента, сократилась до трети. Добывающие компании, а также предприятия химической и фармацевтической отраслей стали чаще выбирать факторинг вместо кредитов или в дополнение к ним.
Традиционно факторинг как комплексная услуга обходится дороже, чем просто кредит. Однако сейчас разница между ними сократилась до минимума, рассказал управляющий директор по банковским рейтингам рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА) Александр Сараев. В первом полугодии ставки по корпоративным кредитам на срок до года составили 8,8 процента, а стоимость факторинга — 11,1 процента. Год назад разница была более заметной — 10,7 и 15,3 процента соответственно.
Однако в целом клиентская база не растет, число дебиторов сокращается. "Конкуренция на рынке высокая, новых качественных клиентов немного, факторам приходится бороться за уже существующих и перераспределять их между собой, — отмечает Сараев. — Концентрация клиентов на топ-5 факторах достигла 70 процентов".
Разница между ставками по корпоративным кредитам и стоимостью факторинга быстро сокращается
Отдельным крупным игрокам удается расширять клиентскую базу за счет активизации сделок в новых для факторинга сегментах — химпроизводстве, фармацевтике, производстве медтехники. А вот выручка не растет из-за падения ставок. Участники рынка считают, что увеличить число клиентов в разы можно за счет упрощения доступа с помощью цифровых сервисов, поиска новых клиентов и кастомизации с использованием "больших данных".
"Вызов для рынка — не копировать друг друга, а иметь свою уникальную стратегию, чтобы не бороться за одних и тех же клиентов, тем самым еще больше снижая маржинальность, — полагает председатель правления Ассоциации факторинговых компаний Виктор Вернов. — Факторинговые компании должны отличаться не только ценой, но и продуктами, например, предлагать более долгосрочное финансирование или факторинг энергосервисных контрактов".
По мнению эксперта, рынок будет расширяться и за счет новых игроков, ориентированных на средние и малые компании. В этом году объем факторингового рынка вырастет на 30 процентов, в 2019 году рост замедлится до 15-20 процентов, прогнозирует RAEX. При этом переток крупных корпоративных клиентов из кредитования в факторинг продолжится и в следующем году.
Евгения НОСКОВА