BFM.ru: Иллюзия кешбэка

Потребитель, у которого есть карта с кешбэком, тратит в три раза больше и более необдуманно, чем тот, кто расплачивается наличными или обычной пластиковой картой. Кроме того, обладатель такой карты тратит на 20-30% больше, чем планировал. Все это — выводы группы компаний TDI.

Согласно исследованию, популярность кэшбэка с начала года выросла в два раза. Этими картами в России пользуются уже более 17 миллионов человек: следствие желания сэкономить на фоне повышения цен. Но на деле выходит ровно наоборот.Ряд банков предлагают клиентам что-то вроде квеста: покупаешь в магазинах — партнерах банка, в заданном количестве, за это накапливаются баллы и повышается процент кэшбэка.Клиент покупает больше, чем ему нужно, экономии ровным счетом, никакой, говорит эксперт по потребительскому рынку, генеральный директор группы компаний TDI Наталья Орлова:

Наталья Орлова

эксперт по потребительскому рынку, генеральный директор группы компаний TDI

«Это психология. Кэшбэк, конечно же, является мощным стимулом, который побуждает людей совершать покупки. Человек гораздо охотнее зайдет в торговую точку, когда знает, что получит за это какой-то бонус, чем просто так. Вообще мы все любим какие-то плюшки. Например, если человек получает кэшбэк, допустим, на заправках или в определенном кафе, он начинает приезжать туда гораздо чаще, совершая покупки даже тогда, когда в этом нет необходимости. Когда мы понимаем, что к нам вернется какая-то сумма от потраченных денег, это снимает психологическое напряжение от траты как таковой. Человек уверен, что тратит деньги с пользой. При этом размер кэшбэка, как правило, значения не имеет. Для человека важен сам факт возврата. Таким образом, у него снижается тревожность, он ослабляет контроль и позволяет себе потратить гораздо большую сумму, чем планировал. Держатели карт с кэшбэком совершают покупки приблизительно в два-три раза чаще, чем те, кто расплачивается наличными и тратят на 20-30% больше запланированной суммы. Человеку гораздо проще расстаться с виртуальной суммой на карте, чем с реальными деньгами».

Рост предложений по картам с кэшбэком и бонусами — это попытка банков вернуть клиентов. Из-за финансовой нестабильности и колебания курсов валют, многие клиенты стали переходить на наличный расчет и выводят деньги с банковских счетов.

Это действительно так, но в исследовании есть неточность. Карты с большим кэшбэком, как правило, принадлежат людям состоятельным и финансово грамотным. Они и тратят больше — и действительно экономят на этом, говорит аналитик компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин:

Тимур Нигматуллин

аналитик компании «Открытие Брокер»

«Здесь есть все-таки небольшое искажение данных. Дело в том, что владелец карты с большим кэшбэком, как правило, несколько более финансово образован, у него потенциально больше дохода и потенциально больше расхода, чем у владельца карты с небольшим кэшбэком — просто по причине более низкого уровня финансовой грамотности или в принципе стремления экономить. То есть здесь есть небольшое противоречие. Но что касается стимулирования расходов, да, предоставление кэшбэка стимулирует расходы. В случае с Россией важный нюанс: для россиян характерна очень большая доля расходов на продукты питания. То есть если в США это около 8% от доходов, то в России показатель может достигать 60% от доходов домохозяйства. То есть стимулировать больше тратить в российской действительности зачастую невозможно, можно лишь перенаправить покупки какому-то другому продавцу. Само по себе увеличение объема покупок, сейчас особенно, это, наверное, такой специфический сценарий развития, который не может быть базовым, потому что в принципе из-за падения реальных доходов на протяжении четырех лет домохозяйства слишком много тратят на еду и не могут увеличить объем потребления просто из-за недостаточного объема дохода».

В среднем же кэшбэк колеблется в диапазоне от 0,3% до 5% за покупку. По словам Тимура Нигматулина, банкам сейчас достаточно трудно с помощью кэшбэка нарастить траты среднестатистического российского клиента. Россияне тратят значительно меньше, чем еще пару лет назад. При росте числа покупок средний чек все-таки ниже.