BFM.ru: Триллион в пользу России. Оргкомитет ЧМ-2018 оценил эффект от мундиаля

Экономика России получила почти триллион рублей за пять лет подготовки к чемпионату мира по футболу и его проведение. Как пишут «Ведомости», об этом говорится в отчете оргкомитета «Россия 2018». Причем, по прогнозам правительства, страна сможет получить еще столько же за счет турпотока в ближайшие пять лет.

На подготовку к мундиалю — строительство стадионов и инфраструктуры — Россия суммарно потратила примерно 900 млрд рублей. В эту сумму входят как федеральные, так и местные расходы. В долларах это чуть более 13 млрд — на 2 млрд больше, чем Бразилия, и на 8 млрд больше, чем Южная Африка.

Более 60% затрат пришлось на стратегические проекты, поэтому триллион рублей — это не живые деньги, а именно общий экономический эффект. Хотя многие эксперты считают методологию подсчета довольно спорной. Комментирует директор Центра стратегических исследований в области спорта Илья Солнцев:

Илья Солнцев

директор Центра стратегических исследований в области спорта

«Цифры, которые называются, это в основном косвенный эффект от увеличения числа рабочих мест, привлечения туристов и так далее. Но все эти расчеты, как правило, строятся на большом количестве допущений, и методику, по которой эти цифры получаются, тоже никто не раскрывает, и говорить о том, что действительно такой эффект возможен, это достаточно спорное утверждение. Главный эффект связан с тем, что имидж страны был существенно улучшен, но о том, что эти деньги удастся вернуть, я бы не стал говорить».

Но имидж — это тоже капитал. Построены стадионы, а гуляния на Никольской и вовсе войдут в историю. Значит, иностранец захочет обратно, а может, и друзей позовет. В правительстве считают, что дополнительный турпоток в ближайшую пятилетку будет приносить по 250 млрд рублей в год, то есть до 2023 года общий экономический эффект составит еще триллион. Но на этом вклад мундиаля в общем и целом прекратится, считает вице-президент Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Богдан Зварич:

Богдан Зварич

вице-президент Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров

«Есть вещи, которые посчитать достаточно сложно. Безусловно, люди, которые приехали на мундиаль, по всем отзывам, которые я видел и слышал, остались довольны, и этот имидж скажется на турпотоке, на желании людей приехать в нашу страну. Возможно, данный эффект будет распространяться на ближайшие год-два».

С точки зрения экономики за прошедшие 20 лет наиболее успешен был мундиаль в США. Штаты просто особо не вкладывались в спортивные объекты: в стране на этапе заявки уже были готовы 30 новых арен, а все затраты — всего 30 млн долларов — пошли на инфраструктуру. В итоге мундиаль-1994 окупился даже до своего завершения: только проданные билеты принесли в копилку страны более 60 млн долларов.

Расходы России могут показаться мизерными по сравнению с будущими тратами Катара на чемпионат мира 2022 года. Доха планирует выделить на свой мундиаль 200 млрд долларов — это рекордная сумма в истории футбола.