РБК: Первыми жертвами девальвации станут авиация, туризм и строительство
Слабеющий рубль уже бьет по прибылям компаний, которые ориентированы на импорт или несут издержки в валюте. Легче всего производителям продуктов питания, они ищут поставщиков в России, маркируют российские товары как «эконом-класс». Авиакомпании, туроператоры и продавцы машин пока считают, как девальвация влияет на их ценники. А вот строители, у которых валютных обязательств нет, готовы остановить работу: банки, лишенные дешевых средств из-за рубежа, поднимают проценты по кредитам для них и ставки по ипотеке для частных заемщиков.
Мелкая рыба и запасы
Производители рыбной продукции из-за падения курса рубля и взлета цен на норвежскую рыбу на мировом рынке (что привело к удорожанию сырья из Белоруссии) почти полностью перестали закупать сырье за границей, утверждает президент Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка, генеральный директор «Северной компании» Виталий Корнев. По его словам, компании перешли на мурманскую и карельскую красную рыбу и уже не первую неделю создают запасы слабосоленого филе в вакуумных упаковках и мороженого сырья. Он уверен, что сложившаяся ситуация приведет к тому, что компании начнут перерабатывать сырье, которое раньше игнорировали, например, мелкую рыбу. «До конца января мы можем быть более-менее спокойны. А на февраль–март никто прогнозировать не берется. Производители согласны на любой курс рубля, главное – чтобы он был стабильным», – говорит он.
В эконом-сегмент уходит и поставщик овощей и салатов «Белая дача». Как рассказал РБК председатель наблюдательного совета группы компаний «Белая дача» Виктор Семенов, компания продолжает закупать небольшой объем продукции за валюту – для тех потребителей, которые будут покупать продукцию независимо от ее цены. «Однако, понимая, что рынок жестко сожмется, мы переходим на выпуск более дешевой продукции, из российского сырья, цены на которые пока не изменились. Например, у нас за последний месяц заметно вырос спрос на винегреты», – утверждает он.
Генеральный директор «Русагро» Максим Басов рассказал РБК, что холдинг делает запасы как готовой продукции по всем направлениям бизнеса (свинина, сахар, масложировая продукция), так и ингредиентов для производства – это самый лучший способ сохранения денег в нынешней ситуации, говорит он. «На наших складах запасов уже на 15 млрд рублей. На все деньги, которые нам поступают, мы делаем запасы», – говорит он.
Вице-президент «Мираторга» Александр Никитин говорит, что у агрохолдинга почти весь текущий бизнес находится в рублевой зоне, но часть зерна он все же закупает, а оно по цене привязано к экспорту. «Поэтому закупки импортных составляющих придется приостановить до тех пор, пока волатильность на валютном рынке не спадет, и рубль зафиксируется хоть на каком-то уровне. Составить хоть какой-то бизнес план сейчас просто невозможно», – отмечает Никитин.
Заморозка стройки и дорогая ипотека
Девелоперы не сильно зависят от колебаний курса рубля, но по ним бьет решение Банка России поднять учетную ставку до 17%. Причем удар получился двойной: растет стоимость кредитов в банках и дорожает ипотека для покупателей жилья в новостройках.
Выгодные предложения по квартирам и таунхаусам будут актуальны до конца года, потом строители закладывают рост цен, ссылаясь на повышение ставок по рублевым кредитам. Так решили поступить в компании «Химки Групп» Алишера Усманова. «Девелоперу ничего не остается, кроме как переложить повышение ключевой ставки Банка России при проектном финансировании и рост стоимости материалов и компонентов на плечи покупателей, – признается партнер девелоперской компании «Химки Групп» Дмитрий Котровский. – Со следующей недели мы поднимаем цены по нашим проектам в среднем на 12% в рублях».
Осторожно вынужден поднимать рублевые цены в некоторых своих проектах и генеральный директор NDV Group Александр Хрусталев. «Сегодня, на мой взгляд, не нужно делать резких движений, – продолжает он. – Застройщики должны сейчас, не поднимая цен, как можно больше собрать денег с покупателей жилья, чтобы достроить начатые проекты, потому что в банках денег больше получить нельзя». Через год на рынке с высокой долей вероятности останется не так много застройщиков: по оценкам Хрусталева, уже сегодня около 30% строительных компаний могут оказаться на грани банкротства, а к февралю, когда кризис, возможно, достигнет пика, доля таких компаний может вырасти до 60%.
Решение регулятора фактически не только ставит крест на рынке ипотечного кредитования, но и может привести к массовому банкротству физических и юридических лиц, соглашается президент и совладелец группы «Мортон» Александр Ручьев. «Резкое повышение ставки ЦБ – это крайне недальновидный и пагубный шаг не только для рынка жилья, но и для всей экономики в целом, – считает бизнесмен. – Несмотря на то, что рынок жилья эконом-класса выживет даже в таких условиях, значительного роста стоимости «квадрата» не избежать».
Отдых дома
Бронирование туров в понедельник и вторник практически полностью прекратилось, говорит директор по маркетингу сети турагентств «Горячие туры» Сергей Казаков. Были лишь единичные продажи так называемых last minute туров, когда до выезда остаются два–три дня, уточнил он.
Продажи встали, и когда восстановятся, непонятно, подтверждает генеральный директор «Сети магазинов горящих путевок» Сергей Агафонов. По его словам, туроператоры пока не меняют формулу расчета своих внутренних курсов валют: официальный курс ЦБ на заданную дату + 2–3%. В течение дня объявленный курс никто из туроператоров в понедельник–вторник не менял. 16 декабря внутренний курс у «Библио Глобуса» равнялся 60,39 руб. за $1 и 75,12 руб. за 1€, у «Пегас Туристик» – 59,8 руб. и 74,48 руб. соответственно, у «Натали Турс» – 59,8 руб. и 74,5 руб.
Любой прогноз, что будет с туротраслью в январе, сейчас будет гаданием на кофейной гуще, говорит Агафонов. О том, готовы ли граждане выезжать на отдых за рубеж, станет ясно в феврале, когда появится статистика по весеннему бронированию туров.
Дорогие полеты
«У нас все хорошо, но вызывает беспокойство весь авиационный рынок и платежеспособность пассажиров, которые являются конечными потребителями наших услуг. На сегодняшний день падает глубина продаж билетов, авиакомпании отменяют рейсы. На международных рейсах снижение значительное, чуть ли не на 25%», – говорит генеральный директор «Аэрофьюэлз Групп» Владимир Спиридонов (это семейный бизнес по заправке самолетов более чем в тысяче аэропортов мира, входит в список Forbes непубличных компаний). Все, что покупается за валюту, также отразится в цене билетов. «Стоимость аэропортового заправщика $0,5 млн, даже если он собирается в России, то на треть состоит из иностранных комплектующих. Несложно просчитать, сколько он будет стоить».
Девальвация повлияет на перераспределение расходов авиаперевозчиков. Стоимость лизинговых платежей, которые сейчас составляют 5–10% затрат компаний, вырастет в разы, при этом стоимость топлива, на которое приходится 30% затрат перевозчиков, не снизилась (даже при падающей цене на нефть). Девальвация также повлияет на сокращение спроса на авиационные перевозки, так как сейчас полеты за рубеж становятся предметом роскоши, и на них надо копить, говорит директор аналитического департамента ИК «Регион» Валерий Вайсберг.
Для определения цены авиабилетов на полеты из России за рубеж IATA с 2006 года еженедельно, в ночь со вторника на среду, рассчитывает условную единицу – курс рубля к евро, округленный до 50 копеек в большую сторону. С нуля часов 17 декабря курс у.е. вырастет до 76,50 руб. Как отмечает глава транспортного комитета Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин, курс вырастет на 14%. «Таким образом, за три недели стоимость билетов на международных направлениях выросла на 33%», – говорит эксперт.
Машины в евро и долларах
«Стратегия нашей компании не предусматривает чего-то, на что понадобилось бы занимать деньги. Будем работать в рамках своего бюджета и сформировавшейся кредитной истории. Валютные расходы у нас отсутствуют, но бизнес зависит от продаж автомобилей. Сейчас, на фоне роста валют, мы ожидаем, что машины подорожают на 25% – это, естественно, отразится на продажах», – заявил первый вице-президент ГК «Автоспеццентр» Алексей Тузов. Если рост цен на новые автомобили продолжится, то падение рынка будет еще более существенным, что, в свою очередь, не может не отразиться на бизнесе дилеров.
Ирина ЖАВОРОНКОВА, Мария ГОРДЕЕВА, Сергей СОБОЛЕВ, Сергей СТАРИКОВ, Алексей ПАСТУШИН, Анна ДЕРЯБИНА