Коммерсант: В дивидендах согласья нет
Как выяснил "Ъ", правительство пока не смогло сформировать единой позиции по дивидендам госкомпаний. Вице-премьер по промышленности Дмитрий Козак и отраслевые министерства настаивают на увязке выплат с инвестпрограммами, а Минфин и Минэкономики требуют фиксации дивидендов на уровне 50% от прибыли по МСФО. Ситуацию осложняют индивидуальные схемы — так, Минэнерго хочет рассчитывать дивиденды «Россетей» с учетом реальных выплат холдингу от дочерних компаний.
По информации источников "Ъ", 18 октября на совещании у первого вице-премьера, министра финансов Антона Силуанова и вице-премьера Дмитрия Козака обсуждался единый подход к дивидендам госкомпаний. В материалах к совещанию, говорит один из собеседников "Ъ", зафиксирована серьезная разница в подходах между Минфином и профильными ведомствами, выступающими вместе с госкомпаниями. Так, Минтранс, Минэнерго, «Транснефть», ОАО РЖД считают необходимым увязать дивиденды с инвестпрограммами. Позиция же Минфина сводится к «соблюдению минимальных требований по дивидендным выплатам» в 50% от чистой прибыли по МСФО. А госкомпании, считают в министерстве, должны повышать эффективность инвестпроектов и «оптимизировать источники финансирования».
В министерствах и аппарате Дмитрия Козака от комментариев отказались. Антон Силуанов подтвердил позицию Минфина, комментируя сведения «Интерфакса» о том, что Минэкономики предложило поднять планку дивидендов госкомпаний с 25% до 50%. Минфин «всячески поддерживает» корректировку действующего распоряжения.
По мнению Дмитрия Козака, уточнил один из источников "Ъ", чтобы дивиденды не влияли на инвестпрограммы, последние «надо не позволить раздувать».
В связи с этим обсуждается идея передать утверждение инвестпрограмм от министерств правительству.
Минэнерго в качестве примера приводило «Транснефть», снизившую в 2017–2020 годах вложения в реконструкцию и техперевооружение на 180 млрд руб. При этом министерство и ФАС поддерживают идею уравнивания выплат по обыкновенным и привилегированным акциям монополии (до 2017 года на префы, принадлежащие миноритариям, начислялось меньше). В монополии от комментариев отказались. Также Минэнерго предложило не обременять выплатами «Системный оператор» — диспетчер Единой энергосистемы РФ, чьи тарифы жестко фиксированы, прибыль за 2017 год по МСФО — около 700 млн руб.). Минтранс же поддержал традиционную идею ОАО РЖД платить дивиденды только на префы.
Особым случаем могут стать и «Россети»: Минэнерго предложило увязать выплаты для компании с реальным денежным потоком от дочерних компаний.
Однако «Россети» регулярно вливают средства в более слабые структуры для их поддержки (в 2016–2018 годах запланировано до 39 млрд руб.), на это идут дивиденды других компаний холдинга, а его выплаты снижаются. Теперь в Минэнерго предлагают, чтобы дотационные компании дивиденды холдингу не платили. В «Россетях» от комментариев отказались, но ранее глава холдинга Павел Ливинский подчеркивал, что в тарифах сетей дивиденды вообще не учтены.
Владимир Скляр из «ВТБ Капитала» считает, что в рамках новой схемы у инвесторов «Россетей» появляется «прозрачный и понятный» доступ к денежным потокам операционных активов холдинга. Он отметил, что «Россети» торгуются с существенным дисконтом к стоимости их долей в МРСК и ФСК: капитализация холдинга (146,4 млрд руб. на Московской бирже) меньше даже стоимости доли в ФСК (80% акций стоят 156,5 млрд руб.). Смена дивидендной политики «существенно уменьшит холдинговый дисконт» и «более равномерно распределит бремя поддержки МРСК между "Россетями" и прочими акционерами компаний».
Полемика правительства и госкомпаний о дивидендах идет не первый год, но и смысл дискуссии, и ее акценты сместились. Позиция Антона Силуанова выглядит менее жесткой, чем в 2014–2015 годах. Профицитный бюджет существенно меньше зависит от дивидендов госкомпаний. Предлагая «развязать» вопросы инвестпрограмм и норму выплаты дивидендов, Минфин де-факто настаивает на рационализации инвестпланов госкомпаний и их подчинении бизнес-логике. Вчера Антон Силуанов пояснил, что одним из вариантов докапитализации системно значимых госбанков по принципам «Базеля-3» может быть использование их прибыли.
В целом история отношения Минфина к «дивидендной норме» за последние годы — это де-факто готовность учитывать особые обстоятельства для каждой из госкомпаний при сохранении единообразного подхода. Позиция Минэкономики формально совпадает с Минфином, но сейчас выглядит менее компромиссной. При этом госкомпании вряд ли выступят против Минфина и Минэкономики единым фронтом: часть из них заинтересована в масштабных инфраструктурных проектах 2019–2024 годов, а при конфликте с правительством по прибыли здесь могут быть сложности.
Татьяна ДЯТЕЛ, Дмитрий БУТРИН, Владимир ДЗАГУТО, Юрий БАРСУКОВ