Известия: Думы о налогах: самозанятых стало в четыре раза больше
Число официальных самозанятых в России за год выросло в четыре раза и на 1 октября достигло 2587, рассказали «Известиям» в ФНС. Но реальное их количество может исчисляться миллионами человек. Поэтому власти запускают процесс вывода нянь, репетиторов и фрилансеров из тени: на 25 октября в Госдуме запланировано первое чтение законопроекта, который определит для них фискальный режим. Налоговая и банки не смогут массово выявлять самозанятых, которые не встанут на учет сами, считают эксперты. И риск, что их доходы не только не выйдут из тени, но перейдут в наличный оборот, сохраняется.
Каждый сам для себя
Самозанятыми называют предпринимателей, которые работают на себя. У них нет сотрудников, а годовой оборот от деятельности не превышает 2,4 млн рублей. Это репетиторы, няни, сиделки, швеи, уборщики, фотографы, строители и фрилансеры, выполняющие на заказ разные виды работ, включая написание текстов, создание графики и многое другое.
О том, что нужно вывести самозанятых из тени, власти задумались давно. Аргументы были просты: помимо налогов, такие граждане не платят еще и страховые взносы, но получают медицинские услуги и пенсии. С 2017 года в России можно встать на учет в налоговой в качестве самозанятого. На 1 октября 2017 года зарегистрировались только 595 человек, на 1 января 2018-го — уже 1016, а к 1 октября этого года — 2587 человек, из них 348 — иностранцы.
При этом, по последним данным Росстата, трудоспособное население в России насчитывает 76,9 млн человек, из них 73,5 млн трудоустроены официально. Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что самозанятых не 2,5 тыс. человек, а несколько миллионов. И именно доходы этих людей хотят вывести из тени.
От четырех до шести
Сейчас для некоторых профессий — нянь, репетиторов, домработников и сиделок — действуют налоговые каникулы. У них нулевая ставка по налогу с дохода и страховым взносам. Для других видов деятельности можно купить патенты: по данным ФНС, за первое полугодие бюджет заработал на них почти 6 млрд рублей.
В новый налог будут включены взносы на медицинское страхование. Отчислять ли деньги в ПФР, решает самозанятый: если этого не делать, то рассчитывать можно будет лишь на минимальную пенсию по старости. Согласно законопроекту, для физлиц налог составит 4%, а для индивидуальных предпринимателей (ИП) — 6%. Однако механизм хотят проверить. Для этого выбраны четыре пилотных региона: Москва, Республика Татарстан, а также Московская и Калужская области. Чтобы принять участие в эксперименте, нужно быть официально самозанятым или иметь статус ИП, но без сотрудников и с годовым оборотом в пределах 2,4 млн рублей.
Кого налооблагать?
На практике работа на себя — не путь к свободе от офисной жизни, а необходимость. Для одних это способ выжить в глубинке, для других возможность поддержать детей или пожилых родителей, а для третьих — попытка совместить учебу с работой.
Как рассказала «Известиям» Елена С., работать на себя ее заставила сложная жизненная ситуация.
— Приехала в Москву с мужем, снимали квартиру, когда была на восьмом месяце беременности, муж погиб. Чтобы оплатить жилье и самое необходимое для ребенка, начала шить мягкие игрушки — куклы-тильды. Продавала через интернет по 300 рублей за штуку. Покупали знакомые из жалости или как подарки к празднику, — говорит Елена. —Понятно, что большим бизнесом эта затея не стала, и всё же это помогло собрать какие-то деньги на жизнь. Но вставать на учет в налоговую и платить проценты с этих мизерных сумм не было ни возможности, ни желания.
Марина из Ульяновска работает репетитором и тоже не планирует официально заявлять о самозанятости.
— Это не очень стабильный заработок. Да, есть постоянные ученики, но и у них могут возникнуть каникулы, отпуска, путешествия, семейные заботы. Хуже если человек уехал или просто передумал учить язык, тогда теряется уже «запланированный» от него заработок и начинаются поиски и рекламирование себя, — пояснила она.
Но и есть и те, кто выводит свой доход из тени. Москвичка Татьяна много лет работала журналистом, по семейным обстоятельствам перешла на фриланс: пишет тексты для СМИ, PR-агентств или рекламных компаний. Пришлось открыть ИП, чтобы заключать договоры с «белыми» заказчиками.
— Так снижается риск, что тебя обманут и не заплатят гонорар, — пояснила Татьяна. Также я знала, что многие потенциальные заказчики не работают с авторами-физлицами, предпочитая заказывать тексты тем, у кого есть ИП или ООО.
Доходы упали на 30–35%, но появилось свободное время. Татьяне пришлось привыкнуть к нерегулярным гонорарам и самой платить страховые взносы. А зарегистрироваться как ИП и вести бухгалтерию очень помогает банк.
Налог — дело добровольное
Пока самозанятые на каникулах, но они закончатся. В целом, власти хотят, чтобы граждане вышли из тени сами, но, возможно, готовы и усилить контроль.
Как отметили в Минэкономразвития, режим налогообложения должен быть максимально удобным и прозрачным. И нужно создать систему стимулов, которая мотивирует людей легализовать доходы. Среди них рассматривались специальные кредитные предложения, налоговый вычет за услуги самозанятых и другие. Однако профильный комитет Госдумы предлагает штрафовать самозанятых, которые не заплатят налог.
Другой вопрос — как налоговая сможет выявить незарегистрированного самозанятого? Как пояснили «Известиям» в ФНС, налоговые органы используют любую информацию, полученную от налогоплательщика, правоохранительных органов, банков или от третьих лиц, которым стало известно о фактах незарегистрированной предпринимательской деятельности. Также ФНС может запросить информацию у банка, или вызвать гражданина для дачи пояснений, или провести выездную проверку.
По закону налоговая не может массово получать выписки со счетов физических лиц, не являющихся предпринимателями, отметил старший юрист юридического бюро «Падва и Эпштейн» Ярослав Петрык. Банки же обязаны предоставлять такие выписки только по запросу. Основанием может служить только налоговая проверка в отношении физлица или истребование у него документов в рамках «встречной» проверки других налогоплательщиков, пояснил он. То есть массово выявлять самозанятых не получится.
По общему правилу, движения по счетам обычных физлиц — это их личное дело и предмет банковской тайны, так что ФНС там делать нечего, отметил юрист международной юрфирмы «Ильяшев и партнеры» Максимилиан Гришин. Сейчас у банков нет обязанности выявлять самозанятых и представлять информацию о них в налоговые органы, отметил Ярослав Петрык. Такая деятельность потребует трудовых и иных ресурсов, банки не будут осуществлять ее по собственной инициативе, считает эксперт.
При этом контроль за движением средств на счетах физлиц в принципе возможен, но вот отслеживание в режиме реального времени вряд ли: рассматривать под лупой каждую транзакцию на 1 тыс. рублей никто не сможет, полагает Максимилиан Гришин. Но в Локо-банке опасаются, что если банкам всё-таки придется это делать, есть риск, что платежи самозанятых просто уйдут в наличный оборот.
Татьяна ГЛАДЫШЕВА