Forbes Russia: Fitch не поверил в шансы «Нафтогаза» взыскать с «Газпрома» 2,6 млрд долларов
Решения Арбитражного института Торговой палаты Стокгольма по двум многомиллиардным делам с «Газпромом» вывело финансовое положение «Нафтогаза Украины» из зоны риска. Тем не менее есть сомнение, что украинской компании удастся получить с российского монополиста $2,56 млрд в рамках арбитражного решения. Об этом говорится в сообщении международного рейтингового агентства Fitch Ratings, опубликованном накануне размещения украинской компанией еврооблигаций на сумму от $0,5 млрд до $1 млрд.
Агентство присвоило еврооблигациям «Нафтогаза», которые планируется выпустить в форме кредитных нот (LPN), предварительный приоритетный необеспеченный рейтинг В- и рейтинг восстановления активов RR4. Аналитики Fitch пояснили, что в своем прогнозе «консервативно не учитывали» возможное получение «Нафтогазом» с «Газпрома» суммы в $2,6 млрд плюс проценты, поскольку сроки этих выплат неясны. В агентстве напомнили, что «Газпром» обжаловал решение арбитража.
Главный коммерческий директор «Нафтогаза» Юрий Витренко назвал естественным «консервативный» подход агентства при решении по рейтингу. Но отметил, что «Нафтогаз» выигрывал арбитраж против «Газпрома», когда в это мало кто верил, в том числе и Fitch. «Если не будет измены на Украине, то мы выиграем и сейчас. И взыщем с «Газпрома» все деньги в рамках прошлого решения арбитража», — написал топ-менеджер «Нафтогаза» 5 ноября у себя на странице в Facebook.
Многолетняя тяжба
Два арбитражных спора «Газпрома» с «Нафтогазом» длились в Стокгольмском арбитраже более трех лет. Суд о долгах за газ продолжался с июня 2014 года по декабрь 2017 года, а по контракту на транзит — с октября 2014 года по февраль 2018 года. В результате Стокгольмский арбитраж в целом удовлетворил требования «Нафтогаза» к «Газпрому», обязав российскую компанию выплатить украинской за недопоставку газа по транзитному договору $4,63 млрд (с учетом встречных требований сумма была снижена до $2,56 млрд), но отклонив требования «Нафтогаза» по увеличению тарифа на транзит газа.
В «Газпроме» сразу же пообещали обжаловать эти решения арбитража, поскольку они «создали дисбаланс в пользу Киева». 21 марта «Газпром» подал в Апелляционный суд округа Свеа ходатайство о частичной отмене окончательного решения по арбитражному разбирательству с «Нафтогазом Украины» по поставкам газа. Чуть позднее была подана апелляция по решению суда о транзите газа.
Кроме того, 5 марта российская компания направила «Нафтогазу» официальное уведомление о начале процедуры расторжения контрактов. Как пояснил на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым глава «Газпрома» Алексей Миллер, расторгнуть контракты с «Нафтогазом» необходимо для того, чтобы избежать будущих штрафов за транзит через Украину газа в объеме менее 110 млрд куб. м в год. «Мы, без сомнения, рассчитываем на то, что в рамках новых разбирательств Стокгольмский арбитраж исправит дисбаланс интересов с «Нафтогазом», — сказал Миллер, по его словам, процесс расторжения контрактов займет полтора-два года.
Председатель правления «Нафтогаза» Андрей Коболев пообещал применить все доступные законные средства и инструменты, чтобы добиться выполнения решения и получить от «Газпрома» присужденные $2,56 млрд. В мае 2018 года «Нафтогаз» инициировал в суде Швейцарии процедуру принудительного взыскания по арбитражным разбирательствам. Тогда компания Nord Stream 2 AG, являющаяся оператором проекта газопровода «Северный поток — 2» из России в Германию, получила постановление о наложении обеспечительных мер в рамках взыскания с «Газпрома» средств по иску «Нафтогаза».
В начале июня суд в Нидерландах арестовал голландские активы «Газпрома» в рамках выполнения решения Стокгольмского арбитража. Были арестованы доли российского газового монополиста в его дочерних компаниях и задолженности этих «дочек» в Голландии.
13 июня 2018 года Апелляционный суд Швеции приостановил процедуру исполнения решения Стокгольмского арбитража по ходатайству «Газпрома». Но несколько дней спустя, 18 июня, Коммерческий суд Лондона разрешил заморозить активы российского «Газпрома» на территории Великобритании по иску «Нафтогаза Украины».
В начале июля 2018 года «Нафтогаз» подал в Стокгольмский арбитраж новый иск к «Газпрому» с требованием пересмотреть тариф на транзит природного газа с марта 2018 года до конца 2019 года. Сумма новых исковых требований украинской компании к «Газпрому» составила $11,58 млрд плюс проценты. Тогда же Украина пригрозила в рамках выполнения решения Стокгольмского арбитража арестовать не только активы нового проекта «Северный поток-2», но и акции газопровода «Северный поток-1», по которому с 2012 года из России в Германию поступает более 60 млрд куб. м газа ежегодно.
Зависимый «Газпром»
Аналитики Fitch считают, что «Газпром» зависим от «Нафтогаза» в вопросе транзита российского природного газа в Европу. Они указывают, что в настоящее время российская компания поставляет в страны ЕС и Турцию 93,5 млрд куб. м газа в год через территорию Украины. «Однако эта зависимость будет значительно снижена, если трубопроводы «Северный поток-2» и «Турецкий поток» будут построены и полностью введены в эксплуатацию с 2020 по 2021 год», — отмечается в заявлении агентства.
Проект «Северный поток — 2» (Nord Stream 2) предполагает строительство к 2019 году двух ниток магистрального газопровода из России в Германию по дну Балтийского моря. Протяженность газопровода, который должны проложить рядом с уже действующим «Северным потоком», составит 1220 км. Его стоимость оценивается в €9,5 млрд. Запланированный срок службы газопровода — 50 лет.
Новый газопровод будет проложен рядом с уже действующим газопроводом «Северный поток», идущим в обход транзитных государств, в том числе Украины, Беларуси и Польши. Пропускная способность «Северного потока — 2» составит 55 млрд куб. м газа в год. С учетом газопровода «Северный поток» (сдан в эксплуатацию в октябре 2012 года) Россия сможет экспортировать в Германию до 110 млрд куб. м газа в год.
Стоимость прокачки газа по новому маршруту окажется в 1,6 раза ниже издержек, которые «Газпром» несет при транзите через территорию Украины. И Киев выступает категорически против нового проекта. Но признает, что шансов на остановку проекта нового газопровода «Северный поток — 2» немного, и поэтому изучают «план Б» на случай, если поставки российского газа в Германию по дну Балтийского моря все же начнутся. «Если проект «Северного потока — 2» все-таки реализуется, должны быть юридические гарантии. Не наподобие Будапештского меморандума, а конкретные межгосударственные соглашения. И не двухсторонние, а трехсторонние: между Германией, Украиной и Россией», — заявил в мае 2018 года постоянный представитель Украины при Совете Европы Дмитрий Кулеба в интервью изданию «РБК Украина».
Витренко, оценивший экономические потери Украины от запуска проекта «Северный поток — 2» в 3% ВВП или в $3 млрд в год, в октябре сообщил о своем «плане Б» на случай запуска «Северного потока-2». По его словам, если газопровод будет введен в строй, то Украина потребует взыскания с России убытков, которые она понесет за простой своей газотранспортной системы. По его словам, эти убытки Украины достигнут $12 млрд. И сообщил, что соответствующий иск на эту сумму уже подан в Международный арбитраж.
Андрей ЗЛОБИН, Forbes Staff