Forbes Russia: Зачем ЦБ берет под контроль международные платежные сервисы
Российские пользователи осваивают международные платежные системы и все активнее начинают пользоваться иностранными сервисами и электронными кошельками. Теперь ЦБ намерен контролировать эти финансовые потоки.
ЦБ возьмет под контроль работу кошельков Alipay, WeChat Pay и платежных систем MoneyGram, Intel Express на территории России, пишет«Коммерсант». Новые правила были предложены в двух поправках к ФЗ 161 «О национальной платежной системе». Закон 161 регулирует порядок оказания платежных услуг и закрепляет правила, касающиеся осуществления перевода денежных потоков.
Первый законопроект, внесенный в Госдуму депутатами «Единой России» и «Справедливой России», запрещает иностранным сервисам переводить деньги россиян без оператора платежной системы, зарегистрированного в реестре ЦБ. Компании будут должны уведомлять регулятора о начале своей работы в качестве оператора электронных кошельков и согласовывать правила работы с ЦБ. В пояснительной записке указывается, что речь идет об изменении схемы работы в России Alipay, WeChat и т.п. Также изменения коснутся работы иностранных платежных систем MoneyGram и Intel Express.
Если компании хотят продолжить работу с российскими пользователями, им придется открыть представительства на территории России. Китайской платежной системой Alipay (входит в Alibaba Group), например, в России пользуются около 100 000 человек.
Платежный сервис PayPal зарегистрировал НКО (небанковскую кредитную организацию), чтобы соответствовать требованиям ФЗ 161 «О национальной платежной системе». Закон 161 регулирует порядок оказания платежных услуг и закрепляет правила, касающиеся осуществления перевода денежных потоков. Оператор платежей получил лицензию Банка России в марте 2013 года, поэтому новый закон не потребует от них дополнительной регистрации, зато предоставит новые возможности, считает глава агрегатора платежных сервисов «Робокасса» Татьяна Глазачева: «Так, PayPal может заняться электронными денежными переводами между российскими пользователями». По ее словам, платежные системы, торговля и перевод валют, попадающие под новый закон, работают прежде всего с нерезидентами, а не между российскими пользователями.
Международные платежные системы Visa и MasterCard работают напрямую с банками, поэтому на их работе новый закон не отразится.
Второй законопроект регулирует использования банками мобильных платежных приложений. Впредь банки должны будут уведомлять ЦБ о начале использования систем мобильных платежей Apple Pay, Samsung Pay, MirPay, а также исключить возможность получения приложениями пользовательских данных — подписей, кодов и паролей.
В ЦБ Forbes пояснили, что «законопроект разработан в целях развития конкуренции на российском рынке, развития российских платежных сервисов и технологий, защиты прав наших потребителей, а также обеспечения информационной безопасности».
Новые законопроекты будут действовать в рамках общей международной практики, считает зампред правления Ассоциации «Национальнаяплатежная ассоциация» Мария Михайлова. «Все страны сегодня предъявляют одинаковые требования к платежным системам. Россия в этом не исключение, — говорит она. — Весь российский бизнес за границей выполняет точно такие же требования, и в России все должны быть в равных условиях». Более того, это позволит гарантировать защиту прав потребителей. «Например, MoneyGram работает в России по агентской схеме. Если у вас появляются вопросы к качеству сервиса, вам предлагают написать в американский офис. Теперь же российские пользователи смогут обратиться в региональное представительство», — объясняет Михайлова.
«Предоставление иностранных электронных кошельков российским пользователям ограничивается в целях стимулирования развития российских платежных инструментов и технологий и направлен на защиту интересов наших граждан и банков», — заявили в ЦБ. Что касается операций с электронными кошельками, то российские кошельки продолжат свое развитие. Российскими платежными сервисами являются, например, «Робокасса» и «Яндекс.Деньги».
Также законы смогут регулировать криптовалютные переводы и отслеживать потоки трансграничных переводов, считает руководитель «Робокассы« Татьяна Глазачева.
Екатерина КИНЯКИНА, Forbes Staff