Известия: Сам себе регулятор: на банковском рынке планируют создать СРО
Концепцию саморегулирования банковского рынка разрабатывает ЦБ. Планируется, что она будет создана для защиты прав потребителей, рассказали «Известиям» в регуляторе. Если концепция будет утверждена и реализована, на рынке появится одна или несколько саморегулируемых организаций (СРО), в которые банкам придется вступить. СРО будут вырабатывать обязательные стандарты взаимоотношений кредитных организаций и клиентов. В результате банки должны будут исключить любые недобросовестные действия, например перестать навязывать гражданам страховку при оформлении кредита. Участники рынка поддерживают нововведение, однако отмечают, что на его реализацию может уйти до шести лет.
Идея саморегулирования банковского рынка обсуждается достаточно давно, однако только сейчас регулятор решил сделать первый шаг к этому. Недавно в ЦБ состоялось первое совещание на эту тему с участием представителей финансовых организаций, рассказал «Известиям» вице-президент Ассоциации банков России Анатолий Козлачков. В Банке России «Известиям» подтвердили, что начали разработку специальной концепции введения саморегулирования отрасли.
— Банк России считает, что стандартизация в банковской сфере, связанная с защитой прав потребителей, позволит повысить качество предоставляемых банками услуг и уровень удовлетворенности ими. В настоящее время данная тема почти не урегулирована ни законами, ни какими-либо обязательными стандартами, — заявили в пресс-службе ЦБ.
В регуляторе добавили, что «саморегулирование банковской деятельности предполагает гибкий, но в то же время эффективный подход».
Действительно, на настоящий момент у регулятора нет полномочий обязать банки соблюдать какие-либо требования по взаимоотношениям с клиентами, если по факту нет нарушения действующего законодательства. И зачастую кредитные организации этим активно пользуются. Например, предлагают гражданам инвестиционное страхование жизни (ИСЖ), уверяя, что это то же, что и высокодоходный депозит. Однако по факту может оказаться, что прибыль ИСЖ даже меньше, чем у вклада, а при досрочном снятии денег могут отдать не всю сумму.
Также банки зачастую навязывают страховку при оформлении потребительского кредита. По последним данным ЦБ, в октябре этого года количество жалоб граждан в отношении финансовых организаций выросло по сравнению с прошлым месяцем на 24% и составило почти 11 тыс. Регулятор отмечал, что традиционно самую значимую часть — 39% — занимают обращения, связанные с потребительским кредитованием.
Для того чтобы ЦБ мог напрямую регулировать взаимоотношения банков и клиентов, необходимо вносить изменения в действующее законодательство. Вместе с тем на других рынках (микрофинансирование, взыскание долгов, страхование и так далее) эффективно зарекомендовало себя именно саморегулирование, когда сами участники вырабатывают для себя «правила игры» и договариваются им неукоснительно следовать. Саморегулирование располагает большими возможностями, чтобы заставить своих участников не нарушать принятые правила и стандарты. Крайняя мера — исключение недобросовестного игрока из СРО, после чего он теряет возможность вообще работать на рынке. Будет ли это правило распространяться на банковский рынок, пока не решено.
Различные стандарты ответственного поведения разрабатываются и сейчас, однако они носят исключительно рекомендательный характер, констатировал Анатолий Козлачков. Но пока на этом рынке нет саморегулирования, правила не смогут стать обязательными для всех банков, добавил он.
Участники других финансовых рынков, на которых саморегулирование уже введено, полагают, что новшество будет только на пользу и банкам, и клиентам. По словам директора СРО «МиР» (рынок микрофинансирования) Елены Стратьевой, это станет дополнительным барьером кредитным организациям для использования серых схем работы. Кроме того, потребитель получит еще один инструмент воздействия на банки, нарушающие его права. У граждан появится дополнительная защита и возможность пожаловаться. Также население сможет рассчитывать на содействие в решении конфликтных ситуаций, добавила Елена Стратьева.
Переход банков на саморегулирование может занять 5–6 лет, считает директор по комплаенсу банка «Ак Барс» Айдар Багавиев. По мнению управляющего директора по розничным продуктам Абсолют Банка Антона Павлова, может возникнуть сложность согласования всеми банками внедряемых стандартов и подходов. Он также обратил внимание на то, что введение единых жестких правил может привести к исчезновению индивидуального подхода к клиенту и возможности предлагать уникальные продукты и услуги.
Татьяна ТЕРНОВСКАЯ