Коммерсант: Антиотмывания советники

Формирование индустрии инвестиционных советников может замедлиться из-за жесткого антиотмывочного законодательства. Институт создавался в расчете на мелкие компании и индивидуальных предпринимателей. Однако требования к соблюдению норм ПОД/ФТ, которым обязаны подчиняться все профучастники, могут оказаться непосильными для новой категории. При этом Росфинмониторинг не намерен вносить изменения в профильный закон, указывая на усиление внимания FATF к антиотмывочному регулированию посреднического сектора.

На этой неделе (21 декабря) вступает в силу закон, вводящий новый вид профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг — инвестиционное консультирование. «В первую очередь инвестсоветниками станут брокеры. Впоследствии — и это было одной из главных задач закона — начнет формироваться индустрия так называемых независимых, или "специализированных", советников»,— сообщил 17 декабря на встрече с журналистами глава Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) Алексей Тимофеев. По данным НАУФОР, на включение в реестр инвестиционных советников сейчас претендуют порядка 30 компаний.

Вместе с тем индустрия станет массовой не сразу, поскольку, по словам господина Тимофеева, остаются «некоторые шероховатости в законодательстве». Одна из таких «шероховатостей» может существенно затормозить вовлечение индивидуальных предпринимателей и небольших компаний, которые не имеют лицензий профучастника, занимаясь только инвестиционным консультированией. Речь идет о требованиях закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов…» (115-ФЗ, нормы ПОД/ФТ), под которые подпадают все без исключения категории профучастников, к которым приравнены и инвестсоветники.

По словам господина Тимофеева, было бы логично вывести новую категорию участников рынка из-под действия антиотмывочного закона, поскольку они не имеют на своих счетах клиентских активов и не совершают с ними операций. При этом организация ПОД/ФТ требует очень серьезных финансовых и административных затрат (наем соответствующего специалиста, формирование правил внутреннего контроля, информирование службы Росфинмониторинга о сомнительных сделках и клиентах и т. п.), что не под силу ИП и небольшим ООО. Чтобы исправить ситуацию, необходимо либо внести поправки в сам закон, либо получить официальные разъяснения от финансовой разведки.

С аналогичным предложением изменить законодательство в середине октября выступила ассоциация «Национальная лига НИС» (претендует на статус СРО независимых инвестсоветников), направив письмо в адрес главы комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова (есть в распоряжении "Ъ"). Однако, по словам главы ассоциации Андрея Паранича, тогда предложение отклонили.

В настоящее время, по словам господина Тимофеева, проблему обсуждают регуляторы. В ЦБ подтвердили, что «в курсе этого вопроса» и «прорабатывают его с Росфинмониторингом», однако свою позицию не обозначили. Как сообщил "Ъ" источник, знакомый с ситуацией, в ЦБ уже поступили разъяснения Росфинмониторинга. «Требования сохранятся для ООО, но не будут применяться в отношении ИП, так как они не являются юрлицами»,— говорит собеседник "Ъ".

Заместитель главы Росфинмониторинга Павел Ливадный сообщил "Ъ", что ведомство не хочет вносить правки в закон 115-ФЗ в части исключения из-под его действия инвестиционных советников. Напротив, служба намерена усилить контроль за соблюдением норм ПОД/ФТ в посреднических секторах. По его словам, группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием средств (FATF) уделяет этому особое внимание, а недостаточное регулирование в этой части может привести к отрицательной оценке со стороны FATF. Оценочная комиссия группы должна посетить Россию уже в марте 2019 года.

Мария САРЫЧЕВА, Вероника ГОРЯЧЕВА