Forbes Russia: Новогодний подарок. Что означает снятие санкций с компаний Дерипаски
Эпопея с постоянными продлениями даты окончательного вступления в силу санкций против UC Rusal и En+ Олега Дерипаски, кажется, подходит к концу. Глава Управления по контролю за иностранными активами (OFAC) — санкционного подразделения Минфина США Андреа Гацки направила лидеру республиканского большинства в Сенате письмо о скором снятии санкций с этих компаний, а также «Евросибэнерго», объединяющей энергетические активы Дерипаски.
Сам миллиардер, правда, продолжит оставаться под санкциями. Но главное, о чем говорят действия OFAC: санкции можно снять, а у санкционного права в России благодаря этому прецеденту есть хороший стимул для развития. На то, чтобы договорится с ведомством Гацки всем трем компаниям Дерипаски потребовалось всего восемь месяцев. Это чувствительный удар по скептикам, считающим административный пересмотр санкций долгой и бесполезной затеей. Другим российским компаниям и банкам дан сигнал о существовании качественно нового механизма снятия санкций.
Что это было
После включения в санкционный список 6 апреля нынешнего года все три компании подали в Минфин США заявления об исключении из него в административном порядке. Процесс со стороны заявителей курировал лорд Грегори Баркер, экс-министр энергетики и изменения климата Соединённого королевства.
Каковы условия снятия санкций? В первую очередь компании Дерипаске обязуются провести реструктуризацию и выйти из-под контроля бизнесмена. Главное требование — в органы управления компаний попали независимые от миллиардера люди с доказанным отсутствием каких-либо связей с ним. Соглашение с OFAC было заключено на условиях «беспрецедентной прозрачности», постоянной публикации сведений и аудируемой отчётности, а также под постоянным контролем со стороны американского ведомства.
OFAC пошёл на заключение соглашения только после того как получил гарантии устранения Олега Дерипаски от контроля над компаниями. Формальным собственником акций Дерипаски в En+ станет ВТБ или иное утверждённое OFAC лицо. Акции принимаются для обеспечения исполнения кредитных обязательств компаний перед банком. При этом сам ВТБ уже давно находится под секторальными санкциями. Банку запрещено привлекать долговое финансирование в США сроком более 14 дней, однако обычные операции, в том числе фидуциарное управление активами, он может осуществлять как и прежде.
Предостережение для Дерипаски
Комиссия спецпрокурора Роберта Мюллера, расследующая предположительное вмешательство России в американские выборы, ещё не завершила свою работу. В скором времени от Государственного департамента США ожидаются «химические» санкции в отношении России по соответствующему закону США 1991 года. Как минимум поэтому ведомство Гацки не может просто взять и объявить о заключении соглашения о выводе из-под санкций, не уведомив об этом Конгресс. Кроме того, обязанность периодических отчётов перед законодателями предусматривает профильный закон США «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA).
Может ли Сенат помешать или отменить решение OFAC? Исключительной прерогативой введения и снятия санкций в США обладают подчинённые президенту органы исполнительной власти. Теория разделения властей не позволяет Конгрессу вводить санкции или вмешиваться в компетенцию исполнительной власти. Однако неисполнение закона CAATSA даст законодателям повод для массированной критики подчинённых Дональда Трампа — чего последним совсем не хотелось бы.
OFAC оставляет за собой право вернуть UC Rusal, En+ и «Евросибэнерго» в санкционный список, если согласованная реструктуризация не состоится или компании нарушат принятые на себя обязательства. Как предостережение Олегу Дерипаске параллельно с этой новостью была опубликована информация о включении в санкционный список Виктора Бояркина — советника генерального директора UC Rusal и бывшего главу службы безопасности компании. Примечательно, что Бояркин попал под вторичные санкции как раз за попытки неформально лоббировать исключение Дерипаски и его компаний из санкционного списка США.
Сергей ГЛАНДИН, Forbes Contributor