Известия: В чем сила брать: у трети бизнесменов в 2018 году вымогали взятки
У каждого третьего предпринимателя вымогали взятки в 2018 году. Половина — обвиняет местных чиновников в том, что они препятствуют развитию малого и среднего бизнеса. Таковы итоги совместного исследования «Бизнес-Успех» (проект «Опоры России») и Zaim.com. Впрочем, предприниматели, опрошенные «Известиями», считают, что главные проблемы бизнеса связаны сегодня не столько с коррупцией, сколько с бюрократией.
С проявлениями коррупции в 2018 году столкнулись более 33% предпринимателей из сегмента малого и среднего бизнеса. 22% из них сказали, что отказались давать взятку, 11% признались, что согласились заплатить. Подобный опрос проводился впервые, уточнили авторы исследования. В нем приняли участие 110 представителей малого и среднего бизнеса.
Почти половина предпринимателей (46%) считает, что местные чиновники постоянно создают преграды для бизнеса. 37% респондентов сказали, что власти хотя и не мешают, но и не способствуют развитию компаний, 17% полагают, что контролеры создают все условия для успешного ведения бизнеса.
Специально создавать препятствия для предпринимателей сейчас сложно, рассказал гендиректор и совладелец оператора «Смарт Телеком» Андрей Суходольский. Это видно, например, из практики тендеров для госзакупок. В частности, стало намного тяжелее сформулировать конкурсные условия для какого-то конкретного поставщика, так как процесс стал более прозрачным.
Показатели выглядят достаточно реалистично, однако в целом хотя бы раз в жизни с коррупцией пришлось столкнуться практически всем предпринимателям, уверен доцент РАНХиГС Виктор Солнцев. По его мнению, государство в целом стало лучше бороться с распространением коррупции на нижних уровнях власти, именно с этими чиновниками чаще всего сталкиваются субъекты МСП.
По словам официального представителя Генпрокуратуры Александра Куренного, за девять месяцев 2018 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество взяток выросло на 3% и составило 10 179 фактов на общую сумму 1,8 млрд рублей. Средний размер взятки составил 609 тыс. рублей.
При этом опрошенные «Известиями» предприниматели в целом отмечают снижение коррупционного давления. Так, Андрей Суходольский считает, что при проверках различные службы, например, пожарные, практически перестали выходить за рамки служебных полномочий. По его словам, сейчас коррупция в целом перестала быть инструментом защиты бизнеса от произвола чиновников. Если взятки и дают, то для ускорения тех или иных забюрократизированных процессов, пояснил предприниматель.
С мнением Андрея Суходольского в целом согласен совладелец компании «Би Питрон» Вадим Кокотков. По его словам, сейчас основную сложность для ведения бизнеса представляет не столько коррупция, сколько излишняя подозрительность госорганов. Например, любые транзакции, выходящие за рамки рутинных бизнес-процессов, вызывают вопросы у контрольно-надзорных органов. Разъяснять суть каждой такой финансовой операции — процесс сложный и длительный.
В целом проблема плохого бизнес-климата в России несколько преувеличена, считает Вадим Кокотков. Вопрос преподносится так остро в первую очередь из-за того, что многие управленцы в России не обладают достаточным опытом ведения дел, поэтому и испытывают затруднения в адаптации к внешним условиям. Несмотря на существенные бюрократические сложности, с которыми сталкиваются предприниматели, в России есть ряд преимуществ по сравнению с западными странами — например, сравнительно низкая конкуренция и невысокий уровень зарплат персонала.
Государственная система в целом начинает проявлять большую лояльность по отношению к предпринимателям, говорил ранее «Известиям» бизнес-омбудсмен Борис Титов. Однако, по его словам, правоохранительные органы и суды пока еще не успели подстроиться под более мягкую политику по отношению к малому и среднему бизнесу, которую стали демонстрировать в правительстве.
Дмитрий ГРИНКЕВИЧ, Татьяна ГЛАДЫШЕВА