Комсомольская правда: Александр Торбахов: люди покупали валюту по безумному курсу и потеряли часть сбережений
Зампред правления Сбербанка Александр Торбахов рассказал о том, как вели себя россияне в дни валютного ажиотажа, сколько сняли денег и выдержит ли банковская система вклады под 20%.
Дни паники позади
- Александр Юрьевич, такое ощущение, что в последние недели идет информационная атака на Сбербанк. Сыплются сообщения о том, что банк перестает обслуживать карты, кредиты, что вот-вот деньги перестанет выдавать...
- Все это чистой воды провокация. Сейчас идет расследование. Пока мы не знаем, кто инициировал эту дезинформацию. Но могу еще раз заявить, что ни слова правды в этих сообщениях нет. Мы работаем, обслуживаем карты, кредиты, принимаем и выдаем деньги. Отмечу, что это была атака не против Сбербанка, а против всей нашей банковской системы.
- Но люди поддались панике, многие побежали забирать сбережения. Сколько средств было снято из-за паники?
- Ажиотаж мы наблюдали два дня. За эти дни число транзакций в банкоматах подскочило на 40%, на десятки процентов увеличилось снятие денег в отделениях, тысячи людей обращались в колл-центры за информацией.
- Граждане в последние недели скупали в магазинах все. Вы заметили увеличение трат?
- Россия по-прежнему страна наличных денег. Большинство снимает деньги в банкоматах, а потом тратит уже наличные. Мы специально проанализировали объем транзакций по нашим картам и не обнаружили по сравнению с другими месяцами ничего аномального... Но зато наличных люди снимали довольно много.
- А если в цифрах: каким был отток денег за эти дни?
- Главное, что отток прекратился уже 19 декабря. Эта ситуация - неприятная для всех сторон. Некоторые россияне вели себя нерационально. Покупали валюту по совершенно безумным курсам. Мне рассказывали, что были случаи в Москве, когда доллар продавали по 120 рублей, и люди по такому курсу покупали. К сожалению, граждане из-за этой паники потеряли часть своих сбережений, купив валюту по невыгодной стоимости. Сейчас они уже не смогут их вернуть, потому что курс снизился.
- В эти панические дни разница между покупкой и продажей была невероятной: 20 - 30 рублей.
- Спрэд (это разница между курсом продажи и покупки) отражает колебания рынка. Когда курс валюты менялся на десятки процентов в день, банки и обменные пункты раздвигали границы спрэда, тем самым показывая свою степень неуверенности. Как только рынок начинает успокаиваться, спрэд автоматически сужается. Это отличный индикатор настроений рынка.
- Планируете ли вводить в банке какие-нибудь антикризисные процедуры, готовиться к очередному черному дню, чтобы не допустить нехватки наличности и прочих проблем?
- У нас давно существует режим «особого дня», который мы используем в нормальной жизни без всякого кризиса. Например, когда люди получают пенсии, или перед Новым годом снимают средства, или открывают депозиты - число наших клиентов резко возрастает. И мы выводим дополнительные смены кассиров, инкассаторов. В эти дни мы ее и применяли. Сейчас ситуация нормализовалась. Люди перестали истерично снимать деньги. По результатам декабря мы ожидаем не отток денег населения из банка, а, наоборот, приток.
Вклады подорожали
- Ставки по вкладам поднялись очень высоко - до 20% годовых. Это нормально? Как банки будут отбивать эти немыслимые проценты?
- Я думаю, что ставки по депозитам в 20% - явление временное. Если банк привлекает деньги под 20%, значит, размещать он их должен под 25%. А наша экономика сегодня не способна выдержать таких дорогих кредитов. Происходящее на рынке - это абсолютно ненормальная ситуация, и она не может продолжаться долго. Именно поэтому мы подняли ставки по вкладам, но не стали их задирать, как многие наши коллеги. Обратите внимание - сейчас ставки по вкладам на 3 - 6 месяцев выше, чем по годовым депозитам: это парадоксальная для российской экономики ситуация. Обычно все наоборот. Все это потому, что мы не хотим брать дорогие деньги на год: через год это будет совсем убыточно, потому как ставки снизятся.
- Но большинству банков приходится предлагать 20% и выше, чтобы привлечь деньги граждан. Как вы считаете, они смогут справляться с такими обязательствами?
- Если, предположим, через 2 - 3 месяца ситуация на рынке нормализуется и ЦБ опустит ключевую ставку, то банки тут же снизят доходность по депозитам. В этом случае у банков будет небольшой пакет вкладов, которые они успели взять под высокий процент. С такой ношей, я думаю, коллеги справятся. Отдельно взятые убыточные депозиты в общей массе прибыльных - это нормально. Торговые сети же устраивают распродажи на некоторые товары, продавая их себе в убыток.
- Как вы считаете, население пойдет за такими ставками, вырастет объем депозитов?
- Да, безусловно. Ставка в 20% убеждает человека положить деньги в банк, а не потратить их и не положить под подушку. Ставка по депозитам сейчас почти в два раза превышает рост цен. Но есть еще один момент: не секрет, что банки, которые предлагают слишком большие проценты, менее надежны. Поэтому слишком высокая доходность должна насторожить.
Прогнозы: к весне полегчает
- Что, по-вашему, ждет страну в следующем году?
- В целом мы считаем, что после скачка курс валют пойдет вниз, инфляция из-за подорожания импортных товаров сначала ускорится, а потом замедлится. Соответственно все индикаторы начнут нормализовываться весной, в начале лета.
- А более конкретно, какой инфляция будет в следующем году? Эксперты называли цифры 15%...
- Нет, мы более оптимистичны. Поймите, цены на товары повысились, а за ними упадет спрос. Торговые обороты начнут падать, а это, в свою очередь, будет сдерживать инфляцию.
- А кредиты?
- По закону спроса и предложения, когда цена растет, спрос падает. Кредиты подорожали, а значит, брать их будут меньше.
1,4 млн. рублей с гарантией
- Страховая сумма по вкладам увеличена вдвое. Сейчас государство гарантирует возврат 1,4 млн. рублей. Как вы оцениваете эту меру?
- И у этой медали тоже две стороны. Краткосрочный эффект от этой меры, конечно, позитивен. На фоне напряжения, нервной обстановки это, безусловно, успокаивает граждан, заставляет их чуть-чуть подумать и не бегом бежать в банк, чтобы спасать свои сбережения. Целый ряд банков ушел с рынка, и люди в размере страховой суммы получили свои деньги обратно. Но, с другой стороны, эта система делает банковских клиентов совсем безответственными. Человек уже не обращает внимания на надежность банка, если тот предлагает хороший процент. Есть люди, которые распределяют свои сбережения по разным банкам в размере страховой суммы. Я лично разговаривал с вкладчиками, которые говорили: я уже из трех разорившихся банков получил деньги, вижу, что система работает, и собираюсь действовать в том же духе. Боюсь, что очередное повышение страховой суммы еще больше стимулирует безответственное отношение граждан к своим сбережениям. В мире уже научились решать эту проблему. В некоторых странах страховка покрывает только тело депозита. Если банк разоряется, клиент теряет проценты. Это заставляет людей делать свой выбор более осознанно.
Беседовала Ирина БОЕВА
Инфографику к статье можно посмотреть на сайте источника.