Российская газета: Евро грозит девальвация
Крупнейший в мире финансовый мегарегулятор — Европейский Центробанк (ЕЦБ) — может принять решение о запуске программы количественного смягчения. Проще говоря, он включит на полную мощность печатный станок, как это сделали США в кризисном 2008 году. Столь радикальные, но предсказуемые меры могут свести к равным значениям курсы евро и доллара, стать мягким драйвером подъема российского фондового рынка и подстегнуть экономики периферийных стран еврозоны, полагают эксперты "РГ".
Еврозоне сегодня жизненно необходимы нетрадиционные методы денежно-кредитной политики, так как базовая процентная ставка, установленная ЕЦБ, уже на уровне 0,05 процента (в России — 17 процентов). ЕС скатился в дефляцию, поэтому единственно верный шаг — начать впрыскивать деньги в рынок, объясняет доцент факультета финансов и банковского дела РАНХиГС при президенте РФ Василий Якимкин. Никто не отдаст эти средства в руки нуждающихся напрямую: это происходит через выкуп облигаций, спектр которых определяет ЕЦБ. После солидной покупки деньги отправляются в кошелек регулятора, что позволяет делать кредиты для компаний более дешевыми и разгоняет в регионе инфляцию.
Так же действовал Федрезерв США 7 лет назад. За океаном провернули эту программу в 3 этапа, завершив последний в октябре 2014 года. На последнем ФРС выкупала в равных долях долговые обязательства ипотечных агентств и казначейские облигации. "Председатель ЕЦБ Марио Драги примет такой же шаг: разрешит выкуп гособлигаций Италии и Испании, а также ипотечных — у крупных компаний", — прогнозирует Василий Якимкин.
Аналитики европейского рынка, опрошенные Bloomberg, ожидают, что программа стимулирования в своем объеме может быть на уровне 550 миллиардов евро, но эксперт "РГ" не исключает и 650 миллиардов. Драги ранее заявлял, что в целом ЕЦБ необходимо увеличить баланс банка на 3 триллиона евро.
Как на это отреагируют кросс-курсы евро — доллар и евро — рубль? Первая пара придет к паритету. Сейчас это соотношение — примерно единица к 1,15, что наглядно демонстрируют нам табло обменников (65,5 рубля за доллар и 75,8 рубля за евро). "Судя по демаршу нацбанка Швейцарии, который ровно неделю назад убрал потолок для обменного курса на уровне 1,2 франка к евро, грядет девальвация валюты еврозоны, — подчеркивает эксперт. — Швейцария прекратила скупку евро. Это говорит о том, что к ним просочились данные об объемах планируемого выкупа со стороны ЕЦБ. Поэтому в 2016 году доллар и евро сравняются, а в 2017-м евро упадет ниже доллара. Даже рубль будет более устойчивым".
Если все же на рынок хлынет капитал из еврозоны, все равно он не сможет стать основным фактором формирования курса в России. Пальма первенства по оказанию давления на рубль — нефть. При ее краткосрочном падении до 20 долларов за баррель, одновременном продлении запрета российским банкам на доступ к европейскому капиталу и запуске программы количественного смягчения курс доллара может выйти к отметке 90 рублей, а евро — в район 100, прогнозирует эксперт "РГ".
Но одно дело, когда рынок погружается в программу стимулирования, другое — выходит из нее, что не менее болезненно. Когда ФРС США объявила о сворачивании мер, это вызвало панические настроения на бирже, но России в этой ситуации опасаться нечего. "Наш фондовый рынок в рублях устойчив. А вот в долларовом выражении может произойти незначительное падение, — поясняет собеседник "РГ". — Европейские индексы будут в хорошем настроении, так как евро удешевится, его станут охотнее покупать. Как следствие — рост немецкого фондового индекса DAX, который потянет за собой вверх российский рынок".
С учетом изменений на финансовом поле мировые Центробанки продолжают диверсификацию своих международных резервов. По данным ЕЦБ и МВФ, с 1999 года доля евро в "неприкасаемом" запасе повысилась с 17,9 до 24,4 процента. По мнению Якимкина, приток евро должен дать дополнительный толчок к пересмотру долей в резервных кошельках стран. У России, которая находится в положении посложнее, позиция может быть иной: "Здесь важнее поддержка российской экономики и стимулирование спроса", — отмечает эксперт.
Что же ждет Запад? Аналитики информагентства Market Watch полагают, что из программы количественного смягчения больше всего выгоды получат США и Великобритания. Это более выгодные финансовые гавани, чем Греция и Италия, пишет издание.
"Обычно облигации покупают, а акции продают. Но если программа стимулирования будет принята, то скупать будут всё, — объясняет Якимкин. — Будут расти и долговые, и фондовые рынки, а инвестиции в идеале придут из Великобритании и США. Думаю, что самым неожиданным образом все валюты отреагируют при ином раскладе — если Драги перенесет решение о количественном смягчении на март. Он любит так делать".
Александра ВОЗДВИЖЕНСКАЯ