Газета.Ru: «Мы не лузеры»
24 января завершился Всемирный экономический форум в Давосе. На нем российские чиновники презентовали пока не согласованный антикризисный план на 1,4 трлн рублей, а заодно обозначили структурные реформы, которые должны реанимировать российскую экономику. Западный бизнес к обещаниям отнесся осторожно, но пока готов продолжать зарабатывать в России.
«У нас есть план»
За разъяснительную работу о том, как живется в России, на форуме отвечали возглавляющий делегацию первый вице-премьер Игорь Шувалов и вице-премьер Аркадий Дворкович. Живется, предсказуемо, не очень хорошо, потому как, по словам Шувалова, в 2015 году стоит готовиться к «жесткой посадке». «В 2015 году экономика не так быстро, как в 2008 году, но все-таки жестко присаживается», — отметил он, предупредив, что новый кризис может оказаться более затяжным.
Тем не менее, по заверениям чиновников, власти не сидят без дела и уже подготовили антикризисный план на 1,4 трлн руб., который поможет России пережить снижение цен на нефть, западные санкции и девальвацию рубля. Денег дадут на докапитализацию и санацию банков, агропрому на программу импортозамещения, на индексацию пенсий. «План должен быть согласован на следующей неделе. Все споры сейчас сводятся к вилке по расходной части: считать ли, что этот год будет самым тяжелым для экономики и, значит, можно потратить существенную часть Резервного фонда сейчас, — или это только начало, кризисная ситуация затянется на годы, и, соответственно, не стоит спускать резервы», — сказал «Газете.Ru» источник, знакомый с ходом обсуждения плана.
В целом представители госделегации рассказывали не только об антикризисном плане, но и о структурных реформах (вроде снижения административного давления), которые должны помочь малому и среднему бизнесу стать тем самым драйвером роста. Но разговоров об антикризисной программе было предсказуемо больше.
«Во-первых, мы не лузеры. Не называйте нас лузерами: в итоге мы победим, — заверил тех, кто уже как будто начал сомневаться, Дворкович. — На самом деле вы можете выиграть при любом уровне цен, если станете более эффективными. Мы сфокусируемся на эффективности, будем заниматься вещами, которые коммерчески целесообразны, и мы не будем заниматься рискованными проектами. Когда цены (на нефть) низкие, мотивация развивать проекты, которые более значимы в долгосрочной перспективе, гораздо выше». Сам вице-премьер допускает возможное снижение цен на нефть до $25 за баррель.
По части выигрыша, правда с оговоркой, с Дворковичем согласился и экс-министр финансов Алексей Кудрин: «Санкции, конечно, являются чувствительными, но даже в их условиях можно добиться роста. Но при этом нужно ощущение, что они не будут увеличены, нужно зафиксировать проблемы и двигаться дальше». В противном случае, по его мнению, эффект от обсуждаемых антикризисных мер будет снижен вдвое.
Кому предназначались сигналы
«Шувалов и Дворкович признали, что реализация предыдущих программ по диверсификации экономики оказалась не слишком удачной. Это не бог весть какое откровение, но хотя бы есть понимание, что требуются серьезные реформы. При этом мы по-прежнему будем пытаться реализовывать рыночную, а не перейдем на мобилизационную экономику, что хорошо», — отметил председатель правления фонда Петербургского международного экономического форума Сергей Беляков.
В Москве надеются, что успеют за два-три года реализовать предлагаемые меры и даже увидеть их первые положительные результаты. Однако в этот период россиянам придется затянуть пояса. Шувалов признал, что уровень жизни может снизиться и есть риск роста безработицы. Но тут же пообещал, что правительство «людей не бросит».
По словам источника в правительственной делегации, слова Шувалова о «жесткой посадке» и безработице были адресованы внутренней аудитории. «Российским чиновникам и компаниям предназначался сигнал о возможном росте безработицы, которая пока, на удивление, находится на довольно низком уровне. С 2008 года в бюджет закладываются средства на возможные кризисные ситуации на рынке труда, программы по переобучению и переселению населения, а также поддержку самозанятости освобождаемых работников. И власть готова увеличить эти расходы», — сказал собеседник.
Эти сигналы также были обращены и региональной элите. «Будем делегировать ответственность за ситуацию на региональный уровень. Потому как без участия губернаторов, мэров, которые на местах могут напрямую влиять на ситуацию, амортизировать «жесткую посадку» будет невозможно», — подчеркнул источник.
Еще один сигнал явно предназначался Центробанку, который в прошлом году поднял ключевую ставку до 17%. «Банк России исключительно самостоятельно принимает решения. И очень часто принимает эти решения вопреки мнению министра финансов и министра экономического развития. Часто надо министра финансов послушать, потому что на то он и министр казначейства, чтобы к нему прислушиваться» — заявил в Давосе Шувалов, заметив, что Банк России является независимым институтом, но «не независимым от разума».
Иностранцы продолжат зарабатывать в России
Практически все участники российской делегации отмечают, что отношение иностранного бизнеса к России изменилось не сильно. «Думал, будет намного хуже, что все дискуссии пройдут в духе «инвестиции возможны, но когда-нибудь потом, сейчас для нас Россия неинтересна». Но нет — интересуются, спрашивают, как работать в текущих условиях», — сказал один из участников, знакомый с ходом переговоров.
«Мы видим, что интерес к инвестициям в Россию сохраняется. А снижение стоимости ряда активов для многих инвесторов, в том числе европейских, становится поводом внимательнее присмотреться к нашей стране, — отметил глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев. — Один из них признался, что именно сейчас начал инвестировать в компании потребительского сектора».
«Во время личных встреч никто из представителей западных компаний не сказал, что в России им плохо работать. Крупные иностранные компании, будь то энергетические или ритейлеры, всегда у нас хорошо зарабатывали.
Некоторые из них сейчас заняли выжидательную позицию, но есть и те, кто готов инвестировать большие деньги, так как понимают, что и санкции, и падение покупательской способности – временное явление», — считает источник «Газеты.Ru» в экономическом блоке.
Так, в интервью Bloomberg в Давосе Якоб Риис, директор по маркетингу крупнейшего в мире производителя инсулина — датской компании Novo Nordisk, заявил, что она продолжит инвестировать в Россию и считает нашу страну интересным рынком.
«Во время переговоров с зарубежным бизнесом мы дали понять, что открыты к сотрудничеству, готовы поддержать здесь старых и новых игроков. Одновременно с этим первый вице-премьер прозрачно намекнул, что никто место на рынке держать не будет», — сказал источник в правительственной делегации.
«Голос бизнеса слышится все отчетливее, так что надеемся, что здравый смысл возобладает, — сказал Дмитриев. – Один западный хедж-фонд поделился оценкой, что потери европейской экономики в случае масштабного кризиса в России могут составить $300 млрд и партнерство между странами становится критичным для выхода европейской экономики из рецессии».
Впрочем, не все уверены, что без России западные экономики чуть ли не обречены. «На самом деле среди иностранцев в Давосе российская повестка дня стремительно сокращается. И даже не столько из-за санкций. За эти годы Россия из быстро растущей превратилась в сокращающуюся экономику, что свидетельствует о ее крайне малой эффективности. Правительственные обещания реформ являются в принципе хорошим посылом. Но иностранцы уже привыкли крайне осторожно относиться к подобным декларациям в России», — резюмировал Беляков.
Юлия КАЛАЧИХИНА