Коммерсант: Хороший план цены не имеет
Антикризисный план Белого дома, разработка которого завершена, в процессе изменил название, утратил точную стоимость и будет в этом виде действовать лишь до марта. По настоянию министра финансов Антона Силуанова бюджетные расходы "плана первоочередных мероприятий" будут вписываться хотя бы в размеры антикризисного резерва Белого дома на 2015 год — то есть они должны сократиться примерно вдвое. Сколько денег есть у правительства на антикризисные меры следующей очереди, со второго квартала 2015 года, раньше февраля не выяснится.
Совещания правительства по разработке антикризисного плана завершены — вчера премьер-министр Дмитрий Медведев после визита в Брянскую область заявил, что подписал 27 января постановление правительства, утверждающее план. Накануне проект обсуждался с министрами и руководством ЦБ на совещании у президента Владимира Путина — проект постановления правительства, утвержденный им как рабочий, есть в распоряжении "Ъ", доработки его в течение дня в аппарате правительства были, по данным "Ъ", техническими.
План уже поменял название — ранее это был "План обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году", теперь же это "План первоочередных мероприятий по обеспечению" развития, устойчивости и стабильности. Документ теперь крайне краткосрочен и почти не выходит за рамки первого квартала 2015 года, к тому же Минфину в проекте постановления указано до 29 января окончательно определить объемы бюджетного финансирования на реализацию плана, но только на тот же первый квартал. План теперь и в целом не имеет определенной стоимости. На совещание к Владимиру Путину 26 января выносился проект, предполагающий совокупные расходы в 2,375 трлн руб. (в том числе 1 трлн руб.— из доходов бюджета 2014 года, полностью тратящийся на докапитализацию банков), из них около 300 млрд руб.— новые расходы федерального бюджета, 550 млрд руб.— средства Фонда национального благосостояния, 160 млрд руб.— эмиссия госдолга, остальное — госгарантии и бюджетные кредиты регионам.
Но в новом плане по настоянию Минфина большинство сумм, предлагающихся на финансирование в 2015 году, или вообще не определено (судя по всему, они будут рассчитываться ежеквартально), или определено годовым "потолком". Например, ранее сельскому хозяйству ассигновалось 50 млрд руб. на смягчение "конъюнктурных и природно-климатических рисков", сейчас в графе "объем финансирования, млрд руб." с уточнением "оценка" стоит "до 50". Сколько Белый дом может потратить на расширение стимулирования кредитования инфраструктуры под жилое строительство, он пока вообще решил не уточнять. Антон Силуанов, вчера комментировавший проект СМИ, заявил, что антикризисные прямые расходы федерального бюджета на 2015 год предполагается уложить в объем действующего антикризисного фонда Белого дома — сейчас это 170 млрд руб. (30 млрд руб. уже расходуется сейчас).
Таким образом, при сохранении тех же пропорций по другим источникам финансирования, в том числе ФНБ, план на 2015 год может стоить вдвое меньше — порядка 700 млрд руб. Впрочем, и в нынешнем виде антикризисный план Белого дома стоит примерно столько же, сколько власти фактически выделили за последние два месяца лишь одной госкомпании — "Роснефти". Наиболее же интригующая часть плана Белого дома — создание "банка (агентства) плохих долгов" будет обсуждаться правительством до 30 января — до этого Минэкономики даже не берется предполагать, сколько может стоить такой "банк".
Впрочем, во II квартале 2015 года денег на следующие (не первоочередные сейчас) антикризисные меры у правительства будет больше, чем сейчас. Проект постановления Белого дома содержит обязательство сократить "большинство категорий расходов" на 10% в 2015 году. Учитывая предполагаемый годовой уровень инфляции выше 10% и "несжимаемость" порядка 40% федеральных расходов, а также готовность Белого дома в рамках Федеральной адресной инвестпрограммы (ФАИП) в основном заканчивать в 2015 году существующие стройки и не начинать новых, в реальном выражении сокращение объемов госпрограмм на 2015 год может составить порядка 25%, а высвобождаемая сумма — предельно 2 трлн. руб.
Собственно, в ближайшие недели основная борьба в правительстве будет вестись вокруг сокращения госпрограмм и направлений перераспределения сэкономленных средств: "вторую очередь" антикризисных мер можно финансировать, по сути, только из этого источника. Планы дискуссий по этому вопросу есть уже в проекте постановления правительства: Белый дом настаивает и на сохранении финансирования госпрограмм в сфере образования и здравоохранения "в соответствии с потребностями XXI века", и на финансировании проектов Национальной технологической инициативы (реализация наработок "Сколково" и других инновационных институтов в промышленности), и на обсуждении коррекции систем пенсионного и социального обеспечения. Впрочем, число претендентов на средства бюджетной экономии растет — так, в проекте, имеющемся в распоряжении "Ъ", в число исполнителей плана включена ранее не фигурировавшая там госкорпорация "Росатом".
Отметим, формулировки проекта также могут свидетельствовать о том, что инициативы Алексея Улюкаева на будущее обсуждение "дерегуляционного" пакета (см. "Ъ" от 21, 23 января) Белый дом пока обсуждать не готов. В документе восстановлена глава "снижение издержек бизнеса", но в ней нет теперь ни предложения указом Владимира Путина запретить вводить новые правовые акты, увеличивающие издержки бизнеса, ни большинства других идей Минэкономики: от него в плане остаются лишь обсуждение до 5 февраля двухлетнего моратория на страхование по ОПО объектов класса опасности ниже первого, а также переноса вступления в силу требований ФСБ и Минтранса по безопасности транспортных объектов. Скорее всего, обсуждение более значимых институциональных реформ Кремль и Белый дом откладывают до II квартала 2015 года — правительству в апреле будет более понятно, что оно может себе позволить и на какую сумму.
Дополнять антикризисный план будут все ветви власти
«Перечень первоочередных мероприятий не является исчерпывающим и будет по необходимости дополняться новыми антикризисными мерами»,— указывается в проекте будущего постановления правительства (оно будет опубликовано сегодня). Политическую ответственность и за эффективность этого плана, и за его будущее расширение правительство намерено делить с парламентом, региональными властями, «профессиональным и экспертным сообществом» в системе «Открытого правительства» — они будут привлекаться к реализации мер.
Частичное делегирование ответственности за план между разными органами власти уже началось. Так, представители всех думских фракций и председатели профильных комитетов Госдумы (по финрынку, бюджету и экономической политике) побывали вчера вечером в ЦБ, где провели закрытую встречу с Эльвирой Набиуллиной. Комментировать ее итоги отказались все парламентарии, лишь глава комитета по финансовому рынку Наталья Бурыкина сообщила “Ъ”, что госпожа Набиуллина «выглядит хорошо и ЦБ выглядит хорошо — все вполне здоровы». Зампред фракции ЛДПР Ярослав Нилов уведомил “Ъ”: по его мнению, у ЦБ «есть набор механизмов», который выглядит для либеральных демократов вполне убедительно — «всем будет хорошо». Виктор Хамраев, Дмитрий Бутрин
Дмитрий БУТРИН, Денис СКОРОБОГАТЬКО