Известия: VIP-вкладчики банка «Траст» пожаловались в ЦБ

Клиенты санируемого банка «Траст» требуют от регулятора и правительства инициировать возврат им 20 млрд рублей, которые они в период в 2007–2014 годы конвертировали из вкладов в ценные бумаги.

Вкладчики санируемого банка «Траст» обратились в Центробанк и правительство с просьбой инициировать возврат им 20 млрд рублей. Эти средства они добровольно по предложению сотрудников банка перевели со вкладов в кредитные ноты «Траста». Кредитные ноты — это долговые ценные бумаги, которые отличаются от векселей только более длительным сроком 3 года против 1 года; облигации обычно выпускаются на более продолжительные сроки). В числе пострадавших, как заявляется в обращении, 2 тыс. россиян.

В письмах главе ЦБ Эльвире Набиуллиной и первому вице-премьеру Игорю Шувалову клиенты «Траста» просят поручить Агентству по страхованию вкладов (АСВ; временный исполнительный орган «Траста») начать процесс обратного выкупа кредитных нот. Чтобы лучше оценить масштабы испрашиваемой суммы, можно напомнить, что перед набегом вкладчиков и отправкой на санацию (датирована 22 декабря) у «Траста» было вкладов примерно на 140 млрд рублей, «дыру» в его капитале ЦБ официально оценил в 67,8 млрд рублей, однако санатору (группе «Открытие») дал почти вдвое больше, 127 млрд рублей.

Как указано в письмах инициативной группы (копии есть у «Известий»), граждане приобретали кредитные ноты банка «Траст» в период с 2007 по 2014 год. Как рассказала «Известиям» член инициативной группы Наталья Горина, все владельцы кредитных нот банка являются его VIP-клиентами, им банк и предлагал свои особые продукты, производные финансовые инструменты.

— «Траст» предлагал VIP-вкладчикам инвестировать средства, размещенные на депозитах, в кредитные ноты специально учрежденной компании, зарегистрированной в Нидерландах, — пояснила Горина, при этом оперируя такими понятиями, как CLN (credit loan notes) и SPV (special purposes vehicle, речь о спецкомпании). — Обеспечением выплат по этим бумагам были субординированные кредиты, предоставленные этой компанией самому банку. Таким образом, клиентам банка фактически предлагалось конвертировать свои депозиты в долговые ценные бумаги. Минимальная сумма покупки нот достигала 6,6 млн рублей.

«Часть вкладчиков после объявления о санации «Траста» направили в банк требование об обратном выкупе им кредитных нот, — говорится в письмах Гориной и других клиентов. — По состоянию на 26 января 2015 года от руководства банков «Траст» и «ФК Окрытие», а также АСВ не последовало никакой реакции на заявления клиентов. Вкладчики обеспокоены слухами о возможной аннуляции обязательств санируемого «Траста» перед клиентами, у которых на руках кредитные ноты банка. Между тем, помимо средств на финансовое оздоровление «Траста», санатор — «ФК Открытие» — стал одним из 27 претендентов на госпомощь в рамках программы докапитализации кредитных организаций через облигации федерального займа (всего банкам выделено 1 трлн рублей, уже предварительно распределено 830 млрд, «ФК Открытие» по прогнозной оценке получит 36,8 млрд рублей).

То есть в обращении к ЦБ и правительству клиенты «Траста» настаивают на том, что у санатора достаточно средств, чтобы исполнить обязательства перед ними.

«Многие вкладчики внесли в кредитные ноты «Траста» от 80% до 100% всех своих жизненных семейных накоплений (в том числе за счет продажи недвижимости), — приводятся аргументы клиентов в письмах. — Большинство вкладчиков обслуживались в «Трасте» в течение многих лет, имели депозиты в рублях и валюте, менеджеры банка фактически уговорили перевести их свои сбережения в кредитные ноты. Сотрудники банка при этом настаивали, что данный финансовый инструмент не имеет существенных рисков, но доходнее классического вклада (в период, когда клиентам предлагали конвертировать депозиты в ценные бумаги, максимальная ставка по вкладам в «Трасте» была 10,5% годовых, по кредитным нотам — 12%). Утверждалось, что гарантом по нотам является непосредственно «Траст». Руководство «ФК Открытие» в официальных заявлениях постоянно подчеркивает, что выполняет все обязательства перед клиентами своего подопечного. Но это не касается владельцев кредитных нот, хотя они также входят в этот список. Сроки исполнения по заявлениям на обратный выкуп бумаг у многих клиентов истекли. При этом «Траст» не признан банкротом (если бы было так, то требования владельцев ценных бумаг удовлетворялись бы в числе последних), он не раз проходил проверку со стороны ЦБ, последняя из них была 13 ноября 2014 года. Это внушало дополнительное доверие клиентов к «Трасту».

Горина говорит, что в договорах владельцев кредитных нот было зафиксировано право клиентов на досрочный возврат средств, но по сниженной ставке — 11,7% годовых.

— В договорах со вкладчиками также было прописано, что банк должен вернуть им средства через 10 дней, — указала собеседница. — Там также было зафиксировано, что если банк не сможет этого сделать, за него это должна сделать управляющая компания банка «Траст», которая является контролирующим акционером банка и выступает по ряду договоров со вкладчиками третьим лицом. Но ни банк, ни УК не исполнили обязательств. 6 февраля владельцы кредитных нот должны получить проценты по договорам.

Вкладчики «Траста» обращают внимание Набиуллиной и Шувалова на то, что большинство владельцев кредитных нот — не профессиональные инвесторы, а рядовые вкладчики, которые хотят перевести свои сбережения из бумаг обратно в депозиты — того же «Траста», его санатора или другие банки, государственные и частные. Неисполнение обязательств перед ними может повлечь крайне негативные последствия, в числе которых: разорение большого количества российских семей; бегство инвесторов из схожих продуктов других крупных банков страны; затяжные многочисленные дорогостоящие судебные разбирательства по инициативе вкладчиков «Траста», потерявших практически все свои накопления; подрыв доверия к банкам и правительству, дальнейшая эскалация напряженности в стране.

Представитель секретариата Шувалова сообщил «Известиям», что письмо от вкладчиков банка «Траст» в аппарат правительства еще не поступило. В пресс-службе ЦБ по существу не ответили на запрос «Известий», лишь заметив, что своевременно отреагируют на обращение клиентов банка «Траст». В банке «ФК Открытие» отметили, что вопрос находится в компетенции банка «Траст». В пресс-службе «Траста» сообщили, что в настоящее время «банком осуществляется анализ всех договоров, заключенных предыдущей администрацией, и их оценка на предмет действительности обязательств по указанным договорам».

Директор центра долгового фондирования и структурного финансирования Бинбанка Владимир Сисаури отметил, что вопрос сложный и формально место держателей ценных бумаг — в третьей очереди кредиторов (после выплат по депозитам, причинения вреда жизни и здоровью, пособиям и трудовым договорам). Сисуари, впрочем, заметил, что бывают случаи, когда государство в лице ЦБ может вмешаться, если видит социальную значимость, которая может привести к значительным негативным последствиям для незащищенных слоев населения. Так, например, ЦБ попросил банки рассмотреть возможность перевода долларовой ипотеки в рублевую по курсу значительно ниже текущего.

По словам руководителя практики несостоятельности и банкротства юридической компании «Некторов, Савельев и партнеры» Радика Лотфуллина, если банк «Траст» откажется исполнить свои обязательства добровольно и при этом в договорах не предусмотрен иной способ защиты права клиента, то граждане могут обратиться в суд с иском о присуждении к исполнению обязанности в натуре или о возмещении убытков, возникших в связи с неисполнением обязательства.

Управляющий директор компании «Инвесткафе» Иван Кабулаев считает, что клиенты банка «Траст» сами виноваты в сложившейся ситуации.

— Приобретая кредитную ноту, лицо обязано читать ее условия и осознавать, что это слаболиквидный продукт, сопряженный с рисками, — говорит эксперт. — Они в отличие от банковских вкладов не застрахованы государством, и для клиентов это должно было стать определенным тревожным звонком. Важно также понимать, что кредитные ноты приобретались достаточно состоятельными людьми, которые могут и должны были оценить все возможные негативные последствия, сопряженные с такой инвестицией, их нельзя назвать рядовыми вкладчиками никак. АСВ, власти и ЦБ, учитывая этот комплекс факторов, скорее всего, не станут инициировать выкуп банком «Траст» кредитных нот у VIP-клиентов.

Анастасия АЛЕКСЕЕВСКИХ