РБК: Правительство может создать агентство по управлению плохими долгами

Концепция банка плохих долгов меняется. Вместо структуры, выкупающей долги у банков, может быть создано агентство, напрямую работающее с проблемной задолженностью предприятий.

Доклад Минфина, предлагающий правительству создание банка плохих долгов в форме агентства, которое займется проблемной задолженностью предприятий, направлен в Белый дом, сообщили РБК источник, близкий к Минфину, и источник, близкий к Минэкономики.

В докладе, по словам собеседника РБК, говорится о необходимости внести изменения в законодательство, в том числе в части банкротства предприятий, и только потом обсуждать создание самой структуры, рассказал РБК источник, близкий к Минфину.

По его словам, конкретные мероприятия, которые для этого нужны, будут определены на совещании в правительстве, но дата его проведения пока не определена. Источник также предположил, что банк плохих долгов в форме агентства может заняться оздоровлением проблемных предприятий по аналогии с Агентством по страхованию вкладов.

Согласно антикризисному плану правительства Минфин и Минэкономики к 31 января должны были подготовить предложения о создании банка или агентства плохих долгов «в целях выкупа в порядке, установленном правительством РФ, проблемных активов кредитных организаций и долгов организаций».

«Банк плохих долгов именно как банк, может быть, и не нужен», – сказал РБК источник, близкий к Минэкономразвития. По его словам, проблемы банков должны решаться инструментами ЦБ, для банков правительством уже предусмотрено 1 трлн руб. для поддержания их возможностей предоставлять кредиты. Но в случае с долгами предприятий возникает проблема в том, что они имеют долги как перед российскими банками, так и перед зарубежными кредиторами. «Банк плохих активов – это институт, который непосредственно работает с предприятиями, он может заниматься санацией предприятий, работать с кредиторами предприятий, как отечественными, так и иностранными. Приобретать долги предприятий через механизмы облигационных займов», – рассказал источник РБК, близкий к Минэкономразвития. По словам чиновника, «четкой конструкции этого института пока нет», как и понимания того, нужен ли он вообще.

Источник в Белом доме рассказал РБК, что предложения Минфина и Минэкономики возвращены в ведомства для доработки. «Хочется получить более четкие определения банка плохих долгов», – сказал собеседник РБК.

Главный экономист АФК «Система» Евгений Надоршин считает, что острой необходимости в создании специальной госструктуры, работающей с долгами предприятий, нет. По его мнению, главная цель – очищение балансов банков. Достичь ее можно и без помощи специального агентства. «Учитывая, что государство уже выделило средства на докапитализацию банков, разумнее постараться достичь этой цели силами самих банков. Например, скорректировать требования к банкам, которые докапитализируются через ОФЗ, путем ориентирования их не на рост портфеля, а на его качество», – сказал Надоршин.

Сложность работы банка плохих долгов будет заключаться в том, что каждый кредит, полученный компаниями от банков, выдавался на своих индивидуальных условиях, то есть решение придется искать в каждом конкретном случае, считает главный экономист по России и СНГ Bank of America Merrill Lynch Владимир Осаковский.

По словам главного экономиста по России и СНГ «Ренессанс Капитала» Олега Кузмина, вряд ли стоит ожидать, что банк плохих долгов возьмет на себя реструктуризацию всей плохой задолженности, которая может образоваться из-за замедления экономки. По его расчетам, объем плохих долгов в экономике может вырасти на 500–600 млрд руб. «С учетом того что сейчас объем проблемной задолженности в банковском секторе составляет около 1,9 трлн руб., или 4,7%, мы прогнозируем рост просроченной задолженности до 6,1–6,2%», – прогнозирует он.

Резкое ухудшение качества активов может произойти при более глубокой рецессии, но проблема создания банка плохих долгов непроста и понятно, почему Минфин не хочет стать адептом этой идеи, считает директор ЦМИ Сбербанка Юлия Цепляева. По ее словам, нет ясности, кто будет оценивать активы, которые должны туда попадать, и сколько их будет. «Эта идея часто обсуждается при различных кризисах, но редко материализуется», – сказала Цепляева. Даже механизм поддержки предприятий через ВЭБ в 2009 году не являлся в чистом виде созданием банка плохих долгов: «они не сливались в одно плохое место», считает эксперт.

Юлия ПОЛЯКОВА, Петр НЕТРЕБА, Альберт КОШКАРОВ