Коммерсант: Форус-мажор
Замедление экономики, снижение рентабельности и связанные с санкциями риски снижают интерес иностранных инвесторов к банкам, особенно к некрупным проектам. Недавно от дочернего банка в РФ избавились иностранные фонды: голландский DFE и американский Creation Investmens Fund.
У Форус-банка иностранные собственники сменились российскими, сообщается на сайте кредитной организации. В конце января иностранные фонды — голландский DFE (владел 51% акций банка) и американский Creation Investmens Fund (49%) — вышли из состава его акционеров. Новые владельцы — девять российских физлиц (из которых оперативно идентифицировать удалось лишь экс-главу Аймани-банка Руслана Сулейманова, в Форус-банке он также теперь глава совета директоров) и страховая компания "Оранта". У каждого из них менее 10% банка, что не требует согласования в ЦБ и используется для ускорения сделок.
Каковы причина столь оперативной продажи и цель покупки банка из пятой сотни по размеру активов, у самих сторон сделки выяснить не удалось. Господин Сулейманов до конца недели недоступен для комментариев. Глава СК "Оранта" Антон Финенко отказался от комментариев. В фондах--бывших акционерах на запрос "Ъ" не ответили. Так же поступили и в пресс-службе самого Форус-банка. Эксперты не исключают, что стимулировать уход иностранных фондов с рынка могли ухудшающаяся экономическая ситуация, падение рентабельности банковского бизнеса и санкции. "Банк показывал убытки во втором и третьем кварталах,— указывает Станислав Волков из агентства "Эксперт РА".— Их бы пришлось компенсировать вливаниями в капитал, а такие инвестиции в условиях санкций неочевидны".
При этом подобная тактика выхода с российского банковского рынка нетипична для иностранных инвесторов, стремясь к прозрачности процедур, они выбирают известных покупателей либо ликвидируют бизнес. По итогам прошлого кризиса британская компания IPF ликвидировала ИПФ-банк; свернули российских "дочек" шведский Swedbank и голландский Rabobank; испанский Santander и американский Morgan Stanley продали дочерние Сантандер Консьюмер банк и Городской ипотечный банк "Восточному экспрессу"; бельгийская группа KBC реализовала Абсолют-банк НПФ "Благосостояние"; британская Barclays избавилась от Экспобанка в пользу Игоря Кима.
Участники рынка припомнили лишь один случай, напоминающий описанный выше. В 2011 году исландская инвесткомпания Straumborg продала дочерний Норвик-банк пяти ООО, за которыми стояли неизвестные на рынке физлица.
О планах покупателей Форус-банка известно немногое. По словам источников "Ъ", на его базе планируется запустить некий розничный проект по аналогии с Аймани-банком (выступает как кредитный брокер по реализации продуктов других игроков).
Эксперты не исключают, что случай Форус-банка может стать началом тренда по выходу иностранцев из немасштабных банковских проектов. "У многих инвесторов горизонт инвестирования — 7-10 лет, и учитывая, что пик инвестиций в РФ приходился на 2006-2007 годы, сейчас как раз наступает время выхода,— отмечает замдиректора "Интерфакс-ЦЭА" Алексей Буздалин.— Иностранцы заходили на российский рынок, когда банковская система показывала стремительный рост — в основном за счет розничного кредитования, сейчас его потенциал исчерпан даже для крупных игроков, перспективы бизнеса небольших банков малопрогнозируемы". По данным ЦБ на 1 октября 2014 года в РФ работал 201 банк с иностранным участием, из которых 61 банк — с 100-процентным иностранным капиталом, а у 15 банков доля иностранного владения от 50% до 100%. С 2009 года — когда был достигнут пик иностранных инвестиций в российский банковский сектор — доля нерезидентов снизилась с 29% до 24,9% к началу четвертого квартала.
Юлия ЛОКШИНА, Наталья БАРХАТОВА