Коммерсант: Сбербанк выехал на «Сетелеме»

Группе Сбербанка, несколько лет пытавшейся оттеснить с первого места группу Росбанка, это наконец удалось по итогам минувшего декабря. В том месяце банки, выдающие автокредиты, пересматривали свои стратегии, поэтому перераспределение долей рынка между крупнейшими игроками закрепится надолго, уверены эксперты.

По итогам декабря прошлого года в тройке банковских групп--лидеров автокредитования произошли перестановки, свидетельствуют данные Frank RG и подсчеты "Ъ". Банки французской группы Societe Generale (SG) — Росбанк и Русфинансбанк — сократили свои портфели в совокупности на 1,78%, до 143,4 млрд руб., что позволило ближайшему конкуренту — Сбербанку вместе с дочерним "Сетелемом", нарастившим совокупный портфель автокредитов на 1,17%, до 147,3 млрд руб., выйти на первое место. "Автокредитные" банки группы ВТБ — ВТБ 24 и Банк Москвы — остались на третьем месте с портфелем 121,4 млрд руб., увеличив его в декабре на 0,4%.

До сих пор с момента покупки Сетелем-банка в 2012 году Сбербанку не удавалось обогнать SG по объему автокредитов. В SG подчеркивают, что утрата первой позиции обоснована более аккуратным подходом группы к уровню процентного дохода с учетом ухудшения экономической ситуации, роста стоимости фондирования и стоимости риска. "Мы ориентируемся на лидерство (топ-3) в сочетании с максимальной рентабельностью бизнеса",— отмечает зампред правления Росбанка Алекси Лакруа. Если за 11 месяцев 2014 года в среднем рост ставок по автокредитам составил 3,6 процентного пункта (п. п.), то в декабре ставка выросла на 6 п. п. в связи с повышением ключевой ставки ЦБ, поясняют в Росбанке. Рост ставок по кредитам не мог не сказаться на объеме выдач. Кроме того, в декабре SG прекратила сотрудничество с убыточными автомобильными дилерами, продолжает господин Лакруа.

Группе Сбербанка выход на первое место обеспечил Сетелем-банк: в декабре он нарастил объем автокредитов на 4,7 млрд руб., тогда как Сбербанк сократил на 3 млрд руб. Причем в отличие от банков группы SG Сетелем-банк только расширяет сотрудничество с автодилерами. "Сетелем-банк работает там, где это от него требуется, под наименованием автомобильного бренда, по стандартам этого бренда, получая за это, разумеется, преференции в части маркетинговой поддержки и т. п.",— отмечает директор департамента автокредитования Сетелем-банка Владимир Мартюков. "Сетелем-банк сотрудничает, в частности, с производителями, у которых еще нет собственных кэптивных банков, а также ведет активную политику участия в совместных финансовых программах с автопроизводителями, в рамках которой покупателям предлагаются скидки",— отмечает исполнительный директор компании "Рольф" Виталий Павловский.

Что касается политики контроля рисков, то после повышения ставки ЦБ 16 декабря Сетелем-банк не сокращал процент одобрений кредитов, сообщили в банке. По оценкам экспертов, если в среднем по рынку этот показатель на середину декабря составлял 60%, то в Сетелем-банке — 70-80%.

Ставки по кредитам Сетелем-банк повышал, но в среднем на 3,5 процентного пункта, а не на 6 п. п., как группа SG. То, что кредитные ставки Сетелем-банка оставались ниже, чем у конкурента, отмечает Виталий Павловский.

Произошедшую в декабре перестановку в тройке лидеров участники рынка считают переломом тенденции. "Если Русфинансбанк пользовался кризисом 2008 года, чтобы начать активный рост на рынке автокредитования, в то время как другие участники притормаживали выдачи, и уже в 2011 году догнал Сбербанк по объему портфеля, то теперь позиция его акционеров, видимо, более осторожная",— отмечает зампред правления Райффайзенбанка Андрей Степаненко.

Ольга ШЕСТОПАЛ, Ксения ДЕМЕНТЬЕВА