Коммерсант: Сбербанк удлиняет скамейку отставных

В пятницу Сбербанк покинул старший вице-президент, курировавший отношения с инвесторами,— Антон Карамзин. По информации "Ъ", в апреле его примеру намерен последовать и другой старший вице-президент — член правления Денис Бугров, курирующий стратегию. Оба топ-менеджера пришли в Сбербанк в команде Германа Грефа в начале 2008 года и изначально занимали в ней ключевые посты. После того как структура управления банка претерпела изменения, былого простора деятельности для старых членов команды в ней не осталось.

О том, что старший вице-президент Сбербанка Антон Карамзин (в последнее время курировал отношения с инвесторами) покинул банк, "Ъ" рассказали несколько сотрудников Сбербанка. По словам одного из них, в пятницу по банку прошла внутренняя рассылка, в которой сообщалось об уходе Антона Карамзина. Он сам вчера подтвердил "Ъ", что больше не работает в Сбербанке, отказавшись от дальнейших комментариев. В апреле, по словам источников "Ъ", покинуть банк готовится и другой старший вице-президент — курирующий стратегию Денис Бугров. Вчера господин Бугров сообщил "Ъ", что официальных заявлений о своем уходе не делал, отказавшись от комментариев. Впрочем, собеседники "Ъ" в Сбербанке говорят, что с дальнейшими планами он уже определился и намерен вернуться в компанию McKinsey & Company (из которой в свое время пришел в Сбербанк), в один из ее азиатских офисов.

Антон Карамзин и Денис Бугров пришли в Сбербанк в январе 2008 года, через несколько месяцев после назначения на пост президента банка Германа Грефа (ноябрь 2007 года). Они стали одними из первых членов новой команды, сформированной Германом Грефом, причем каждый из их них обладал существенными полномочиями. Антон Карамзин занял в Сбербанке пост зампреда правления, в его ведении были финансовые вопросы, а также проблемные активы. Последние, впрочем, были выведены из-под его кураторства, и до появления в Сбербанке первого зампреда правления Максима Полетаева ими занимался непосредственно Герман Греф. Перед Антоном Карамзиным также стояла задача проведения SPO в рамках приватизации госимущества, с чем банк успешно справился в 2012 году (7,58% акций ЦБ были проданы более чем за $5 млрд). Денис Бугров также сразу вошел в правление и должен был помочь Герману Грефу решить стратегическую задачу — "научить слона танцевать".

Впрочем, по мере трансформации Сбербанка — из сберкассы в современный банк — подходы к управлению банком изменились, и перед людьми, стоявшими у истоков этого превращения, стали ставиться все менее масштабные задачи. После удачного SPO Антон Карамзин неожиданно получил понижение, выбыл из правления и в статусе старшего вице-президента до последнего времени курировал взаимоотношения с инвесторами.

Денис Бугров сохранил пост в правлении, но, после того как первая стратегия команды Грефа — на 2008-2013 годы — была реализована, круг его обязанностей, по сути, значительно сузился. Новая стратегия в большой мере направлена на повышение эффективности и корпоративное управление, а курировать корпоративное управление в Сбербанк в прошлом году пришла бывший главный стратег ВТБ Юлия Чупина (см. "Ъ" от 29 сентября 2014 года). Денис Бугров получил функции куратора некредитного бизнеса группы Сбербанка (пенсионный, страховой и т. п.), но у каждого такого направления бизнеса уже был свой руководитель. К тому же весь розничный бизнес в Сбербанке курирует Александр Торбахов. Таким образом, господину Бугрову оставались, по существу, дублирующие функции.

Ключевым событием для кадровой стратегии Сбербанка источники "Ъ" в банке называют появление летом 2013 года у Германа Грефа двух первых зампредов — Льва Хасиса и Максима Полетаева. С 2008 года до того времени должность первого зампреда правления Сбербанка оставалась вакантной. "В рамках новой структуры управления Максим Полетаев в глобальном смысле курирует весь бизнес, а Лев Хасис — операционную составляющую,— говорит собеседник "Ъ" в банке.— С их приходом в банке произошел ряд кадровых перестановок, в результате простора действия для менеджеров уровня Антона Карамзина или Дениса Бугрова не осталось, их функции сжались". "Первоначально, когда Герман Греф только встал во главе банка, он сам контролировал все процессы, и топ-менеджеры имели более широкий функционал, подчиняясь ему напрямую,— говорит глава совета директоров Top Contact Артур Шамилов.— Теперь же, когда структура выстроена, вертикальное управление в ней через двух первых зампредов позволяет главе банка сосредоточиться на повышении эффективности и стратегических вопросах".

Ксения ДЕМЕНТЬЕВА