Коммерсант: Долги без границ
У российских коллекторских агентств появились неожиданные помощники — с предложением посодействовать в сборе долгов к ним обратились украинские агентства. По словам представителей украинских компаний, они уже обрабатывают некоторые российские портфели. Впрочем, крупные российские коллекторы от сотрудничества пока воздерживаются, опасаясь репутационных рисков.
О том, что украинские коллекторские агентства активно предлагают услуги по взысканию долгов российским коллегам, "Ъ" рассказали участники коллекторского рынка. По их словам, письма с такими предложениями стали приходить с начала года. Так, в частности, предложения от украинских коллекторов получали в коллекторском агентстве "Центр ЮСБ", еще в двух коллекторских агентствах получение обращений от украинских коллег подтвердили неофициально. По словам источников "Ъ", направили предложения о сотрудничестве российским коллекторам украинские "Дельта М" и "Вердикт". Представитель "Дельта М", а также источник, близкий к компании "Вердикту", это подтвердили.
Предлагаемая схема сотрудничества выглядит так. Российские коллекторы передают в обработку украинским и портфели плохих долгов, выкупленные у банков, и полученные в работу по агентской схеме. Украинская компания взаимодействует с российским должником дистанционно (с помощью телефонных звонков и SMS-сообщений). Оплату от российских коллег украинские агентства хотят получать не в виде процента от взысканных сумм, а по твердому почасовому тарифу, вне зависимости от объема взыскания.
Украинские коллекторы обращаются к новому виду деятельности, так как их внутренний рынок находится в упадке даже по сравнению с переживающим не лучшие времена российским. По словам операционного директора "Дельта М" Богдана Войтенко, с начала 2015 года платежеспособность населения Украины упала на 20% на фоне девальвации национальной валюты. "Ряд инвестиционных групп, в том числе с российским капиталом, отказываются инвестировать средства в покупку портфелей, видя в этом большие риски,— продолжает господин Войтенко.— В таких условиях еще в конце 2014 года компания приняла решение предложить имеющиеся у нее мощности для работы с долгами российских коллекторов".
По словам господина Войтенко, некоторые российские коллекторские агентства уже согласились работать по схеме, предложенной "Дельта М". "При покупке у банка портфеля долгов передача его впоследствии в обработку по агентской схеме — обычная практика для работающих на рынке цессии коллекторов,— отмечает гендиректор "Активбизнесколлекшн" Дмитрий Теплицкий.— Поэтому не исключено, что некоторые коллекторы и захотят воспользоваться такой схемой".
Впрочем, массовым спросом предложение украинских коллекторов вряд ли будет пользоваться по двум причинам. Во-первых, российских коллекторов смущает предлагаемая схема оплаты. "Предлагается платить фиксированную ставку за взыскание при неясных перспективах его эффективности",— указывает президент "Секвойя кредит консолидейшн" Елена Докучаева. Но есть и плюсы. Как пояснил "Ъ" гендиректор коллекторского агентства "Центр ЮСБ" Александр Федоров, в среднем украинские агентства просят за свою работу от $500 до $1 тыс. в месяц. "В России только на оплату труда двоих работников в агентстве требуется более $500 в месяц, не считая расходов на аренду помещения, оборудование и пр.",— уточняет господин Федоров. По его словам, такая схема работы может быть более интересной небольшим игрокам, работающим по цессионной схеме.
Во-вторых, российских коллекторов пугают риски, связанные с трансграничной передачей данных. "Передавать данные российских заемщиков за границу для коллекторов достаточно рискованно, так как контролировать работу с персональными данными коллектора, находящегося за границей, сложно",— отмечает госпожа Докучаева. "Большинство агентских договоров банков с коллекторами заранее исключает возможность привлечения субподрядчика, поэтому такой способ становится незаконным",— уточняет господин Теплицкий. По словам партнера юридической фирмы Lidings Сергея Батрокеева, возможность передачи данных от банков коллекторским агентствам должна фиксироваться в договорах займа с клиентами, для дальнейшей передачи информации о заемщике третьему лицу коллектору будет необходимо получить у заемщика согласие на это. Иначе передача будет квалифицироваться как нарушение закона "О персональных данных", заемщики смогут потребовать возмещения убытков, а также инициировать административное разбирательство.
В украинских компаниях вопрос правомерности получения информации о российских заемщиках комментировать отказались. Но собеседник "Ъ" в одном из коллекторских агентств уточнил, что при работе с долгами российских заемщиков украинское коллекторское агентство, скорее всего, будет работать от имени российской компании, так что для заемщиков выяснить, какой именно коллектор работает с их долгом, будет непросто.
Валерия ФРАНЦЕВА