РБК: ЦБ сделал невыгодной для банков валютную ипотеку

С апреля выдача валютных ипотечных кредитов станет невыгодной для банков. ЦБ, как и обещал, увеличил коэффиценты риска по таким кредитам вдвое.

Банк России вдвое увеличил коэффициенты риска для ипотечных кредитов в валюте – со 150 до 300%. Повышенный коэффициент распространяется только на ипотечные кредиты, которые будут выданы после 1 апреля 2015 года. Коэффициент риска используется для расчета норматива достаточности капитала банков, соответственно высокий коэффициент будет давить на капитал (банку нужно будет больше капитала, чтобы соблюдать норматив).

Требование увеличить достаточность капитал по валютной ипотеке содержится в поправках к инструкции 139-И «Об обязательных нормативах банков», который ЦБ опубликовал в середине февраля. Как следует из комментариев самого регулятора, опубликованных в пояснительной записке к поправкам, ужесточение норматива вводится «в целях пресечения накопления банками чрезмерных рисков в сегменте валютного ипотечного кредитования, снижения темпов выдачи ипотечных кредитов в иностранной валюте».

Повышение коэффицента вдвое фактически станет запретительной мерой. Для банков ипотечные кредиты в валюте будут невыгодны.«Можно считать, что ЦБ ввел запретительные меры для валютной ипотеки», – говорит начальник управления ипотечного кредитования Альфа-банка Владлена Невская. По ее словам, ужесточение норматива практически не скажется на объеме рынка ипотечного кредитования, поскольку после декабря 2014 года большинство игроков уже перестали выдавать займы в валюте.

Первый зампред Банка жилищного финансирования Игорь Жигунов считает, что мера ЦБ носит предупредительный характер. «Банки сейчас не готовы выдавать кредиты в евро и долларах, поскольку не хотят, чтобы у них были заемщики с валютными рисками, которые не смогут погашать кредиты», – говорит банкир.

По данным Банка России, сейчас в стране насчитывается 30 тыс. граждан, у которых есть валютная ипотека. Суммарный объем таких ипотечных ссуд оценивается в 136 млрд. руб. По итогам 2014 года доля просроченной задолженности по валютным кредитам выросла до 12,5%, тогда как просрочка по рублевой ипотеке составила всего 1%. В январе ЦБ рекомендовал банкам перевести ранее выданные валютные ипотечные кредиты в рубли по фиксированному курсу, однако большинство банков не пошли навстречу пожеланиям регулятора. Рефинансировать кредиты по предложенному ЦБ «льготному курсу» (39 руб. за доллар и 50 руб за евро) банкиры не стали.

В конце января, выступая в Госдуме, председатель ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что регулятор готов сделать валютные ипотечные кредиты запретительными для банков. Она признала, что «банки иногда пользовались финансовой неграмотностью людей». Вместе с тем она подчеркнула, что люди несут ответственность за те решения, которые они принимают, и помощь заемщикам, взявшим ипотечные кредиты в валюте, должна быть исключительно адресной с учетом их доходов.

С декабря 2014 года валютные заемщики провели ряд митингов и пикетов в Москве, Санкт-Петербурге и других городах, выступив с требованием пересчитать им кредиты по «справедливому курсу». В феврале заемщики дважды обратились с открытым письмом к президенту Владимиру Путину с просьбой вмешаться в ситуацию, а в конце месяца Общество защиты прав потребителей и Всероссийское движение валютных заемщиков подали иск к ЦБ с требованием признать незаконными бездействия Центрального банка РФ, выраженные в отсутствии защиты и стабилизации курса рубля.

Альберт КОШКАРОВ