Крупный бизнес попросил вернуть отмененный налог на движимое имущество
Российский союз промышленников и предпринимателей, представляющий интересы крупнейшего бизнеса,, предложил дать предпринимателям возможность выбирать, как платить налог с имущества. Эксперты указывают на усталость бизнеса от налоговой неопределенности и споров о льготах с ФНС.
У бизнеса должна быть возможность выбирать способ уплаты налога с имущества: либо по ставке 2,2% с недвижимости и не платить с движимого имущества, либо по единой ставке 1,1%. Такое предложение озвучил президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин в интервью сайту KPMG. Инициативу обсудят на совещании у первого вице-премьера, министра финансов Антона Силуанова, пишут «Ведомости» со ссылкой на участвующего в обсуждении эксперта и федерального чиновника. Информацию подтвердил представитель Минпромторга, заявивший, что ведомство готовит свою позицию. Представитель Минфина не стал комментировать совещание, а РСПП — отказался от дополнительных комментариев.
Говорить о конкретной единой ставке рано, пояснил представитель Минфина, добавив, что она не должна привести к потерям для регионов. За 10 месяцев этого года льгота на движимое имущество обошлась им в 56 млрд рублей, что меньше прошлогодних оценок, уточнил представитель министерства со ссылкой на данные Федеральной налоговой службы. Представитель ФНС переадресовал вопросы Минфину, указывает газета.
Льготу для движимого имущества ввели в 2012 году. Она должна была стимулировать модернизацию и покупку нового оборудования. В 2016-м льготы отдали на откуп регионам, чтобы через два года они решили, сохранить ее или отменить. Оставить льготу решили несколько регионов, что возмутило бизнес. Тогда предприниматели напомнили президенту России Владимиру Путину о моратории на рост налоговой нагрузки до 2019 года. В итоге ко второму чтению законопроекта внесли поправку для сохранения льготы, но позже правительство решило ввести налог с льготной ставкой до 1,1% в регионах, вернувших налог. Затем в качестве компенсации за повышение НДС налог отменили с 2019-го.
Появление льготы вызвало споры о том, что считать движимым имуществом. Из-за размытого определения в Гражданском кодексе к нему относили оборудование и производственные машины на заводах, пояснил сотрудник крупной промышленной компании. Однако федеральный чиновник назвал проблему преувеличенной, добавив, что с 2013 года в суды поступало всего 22 таких спора, а решения принимались в пользу как бизнеса, так и бюджета.
Минэкономразвития предлагало поправки, по которым недвижимостью считались земельные участки и прочно связанные с землей сооружения, которые невозможно перенести. Представитель ведомства сказал, что проект внесли в правительство в ноябре этого года.
Федеральный чиновник напомнил, что в 2017 году бизнесу предлагалась пониженная единая ставка 1,1% вместо льготы, но бизнес настаивал на обратном. По словам другого чиновника, бизнес полагал, что налог мешает модернизации, а теперь готов отказаться от льготы и вернуть прежнюю систему. Несколько чиновников сказали изданию, что поскольку у компаний разная позиция, бизнес не может договориться о размере единой ставки.
Старший юрист Taxadvisor Виктор Андреев считает, что бизнес устал от неопределенности. По мнению партнера KPMG Андрея Ермолаева, предпринимателям удобнее платить единую ставку, чем пытаться своими силами квалифицировать имущество и ждать споров с налоговиками и доначислений, однако общая ставка может повлечь серьезные выпадающие доходы регионов.
Клара МИНАК, Forbes Staff