СП предложила реформу внутреннего финансового аудита госорганов
Система внутреннего финансового аудита органов государственной власти нуждается в реформе, так как не достигает своих целей. К такому выводу пришла Счетная палата (СП) по итогам проверки 72 федеральных органов исполнительной власти в 2016 — 2018 гг.
Система внутреннего финансового аудита была создана в 2014 году с целью оценки надежности внутреннего финансового контроля, подтверждения достоверности бюджетной отчетности и подготовки предложений по повышению эффективности использования бюджетных средств.
Влияние системы на повышение экономности и результативности использования бюджетных средств незначительно, отметили в СП.
"Ведомство предлагает подойти к вопросу комплексно, и трансформировать внутренний финансовый аудит во внутренний аудит деятельности органов государственной власти", — сообщили в СП. По данным контрольного ведомства, Минфин готов подготовить дорожную карту реформирования к 1 июня 2020 года.
Также в СП предложили с помощью изменений в законодательстве повысить статус внутренних аудиторов и подчинить их исключительно руководителю федерального органа исполнительной власти. Это позволит обеспечить независимость внутренних аудиторов.
Потребуется также организовать их обучение на регулярной основе. Сделать это должны, по мнению СП, Минфин совместно с Минтрудом. По данным Минфина, учебная программа появится уже в следующем году, сообщает СП.
Однако она не решит полностью проблему, поскольку, также не хватает кадров для замещения должностей внутренних аудиторов.
"Каждая шестая должность субъекта внутреннего финансового аудита являлась вакантной. Отмечается высокая текучесть кадров. Ежегодно каждый третий сотрудник субъекта внутреннего финансового аудита покидает его. Мероприятия по профессиональному развитию сотрудников, осуществляющих внутренний финансовый аудит, в рамках государственного заказа не проводятся", — приводят в СП слова аудитора Татьяны Блиновой. Эту проблему признают и в Минфине.
В результате, внутренний финансовый аудит имеет низкое качество. В среднем только каждый пятый отчет по итогам проверок соответствует утвержде нным правительством требованиям внутреннего финансового аудита. Как показал анализ 1 705 отчетов, под видом внутреннего финансового аудита в большинстве случаев проводились различные виды контроля: ведомственный контроль, контроль учредителя, контроль в сфере закупок, отмечают в СП.
Каждый десятый сотрудник субъекта внутреннего финансового аудита не имеет полномочий по его проведению.
Как считают в СП, необходимо также продолжить работу по совершенствованию автоматизированных информационных систем, направленную на развитие процессов внутрисистемного контроля. Это позволит повышать качество исполнение бюджетных процедур.
Евгений ГАЙВА