ЦБ ищет баланс между денежно-кредитной и макропруденциальной политикой
Российский Центробанк ожидает замедления темпов роста потребительского кредитования до 10% в следующем году и допускает, что дополнительные меры макропруденциальной политики в этом секторе могут и не потребоваться, в отличие от ипотеки, где снижение ключевой ставки ЦБР сильнее влияет на стоимость кредитов, сказала в интервью Рейтер глава департамента финансовой стабильности ЦБ Елизавета Данилова.
Весной этого года темп роста необеспеченного потребкредитования превышал 25%, и чиновники заговорили о рисках перегрева рынка и формирования пузыря, а Центробанк в очередной раз повысил коэффициенты риска по таким займам и ввел показатель долговой нагрузки для населения.
"На 1 декабря аннуализированный сезонно сглаженный темп прироста составил 17,8% и по итогам года может быть еще ниже", — сказала Данилова.
В 2020 году, по прогнозам ЦБР, произойдет замедление роста потребкредитования "до 10% или чуть выше".
"Рост требований к капиталу влечет за собой снижение рентабельности, соответственно, банки чаще воздерживаются от выдачи кредита в случае высокой долговой нагрузки заемщика", — сказала Данилова.
Центробанк понизил ключевую ставку за 2019 год на 1,5 процентного пункта до 6,25%, банки вслед за регулятором пересматривают ставки по кредитам, и основной эффект от этого экономика должна ощутить во втором-третьем квартале 2020 года, ожидает регулятор.
"Денежно-кредитная политика и макропруденциальная политика взаимосвязаны, однако если в необеспеченном потребительском кредитовании и будет некоторое смягчающее влияние со стороны ДКП, то оно будет несущественным и не снизит эффективность макропруденциальных мер", — сказала Данилова.
ЦБР связывает это с показателем долговой нагрузки (ПДН), он в значительно меньшей степени зависит от уровня ставок.
"У нас как раз высокие надбавки к коэффициентам риска установлены по кредитам с высоким ПДН. Во-вторых, в целом уровень надбавок стал существенно выше, чем был раньше... если у заемщика высокий уровень закредитованности, коэффициент риска будет 210% — это достаточно существенно", — сказала Данилова.
Надбавки будут усиливать свое действие дальше, по мере роста выдачи новых кредитов, ожидает ЦБ.
"Фактор ПДН явно перевесит удешевление стоимости кредитов, надбавки действительно существенные, и они будут влиять на ситуацию".
"Снижение ставок скорее коснется физических лиц с невысокой долговой нагрузкой, соответственно, если по таким заемщикам будет рост кредитования, то это не страшно с точки зрения финансовой стабильности", — сказала глава департамента.
Прогноз роста потребкредитования на следующий год в 10% уже включает эффект от дальнейшего снижения ставок в экономике, поскольку формировался совместно с департаментом денежно-кредитной политики, добавила она.
ОГРАНИЧЕНИЕ ВЫДАЧИ
Центробанк обсуждает с Минфином и ФАС расширение своих полномочий, чтобы получить право вводить количественные ограничения на рискованные кредиты, окончательное решение об этом еще не принято.
"На наш взгляд, это целесообразно, причем для стратегического развития макропруденциальной политики, а не только в привязке к нынешней ситуации в необеспеченном потребительском кредитовании: здесь у нас есть основания думать, что уже принятых мер будет достаточно", — сказала Данилова.
Банки возражают против таких количественных ограничений, отмечая, что меры могут ухудшить доступность кредитов для людей с неформальными доходами, высокозакредитованных заемщиков.
"Здесь действительно есть компромисс между финансовой стабильностью и финансовой доступностью. Поэтому при проведении политики постоянно нужно проводить анализ издержек в случае принятия и непринятия мер", — сказала Данилова.
ЦБР может выбрать более гибкий инструмент в виде ограничения доли рискованных кредитов в объеме выдач.
"Если, допустим, использовать ограничение по ПДН, в эту долю попадут те, кого банки все же готовы будут кредитовать — наиболее ответственные клиенты с высоким уровнем ПДН", — сказала она.
"За счет правильной калибровки, гибкости количественного ограничения можно найти компромисс между сдерживанием системных рисков и обеспечением финансовой доступности".
ЦБР считает плюсом количественных ограничений то, что "замораживается" не так много капитала под покрытие рисков, как в случае с высокими надбавками к коэффициентам риска.
РИСКИ ИПОТЕКИ
Потенциально ипотечный рынок тоже может создавать системные риски, и хотя пока ситуация достаточно позитивна, ЦБР готовится в следующем году ввести привязку коэффициентов риска к ПДН и по таким кредитам.
"В случае накопления плохих долгов кризис на рынке жилья может стать большой проблемой и для банков, и для населения", — сказала Данилова.
Примеры других стран показывают, что в период стресса цены на жилье могут упасть на десятки процентов, рынок быстро теряет ликвидность и даже по сниженной цене бывает невозможно реализовать недвижимость.
Поэтому показатель долговой нагрузки важен не только для необеспеченных потребительских кредитов, но и для ипотеки. Доля заемщиков с ПДН выше 50% (по методикам самих банков) в ипотеке довольно высокая – 42% в третьем квартале этого года.
Рынки ипотеки и необеспеченных кредитов не разделены, распространяется перекрестное использование продуктов.
"Мы не можем говорить, что есть риски накопления долговой нагрузки в сегменте необеспеченных кредитов, но нет в ипотеке", — сказала Данилова.
ЦБР планирует с 1 июля 2020 года ввести дифференцированные надбавки к коэффициентам риска по ипотечным кредитам в зависимости от показателя долговой нагрузки (ПДН) заемщика и отношения величины долга к справедливой стоимости залога.
ВТБ и Сбербанк считают, что меры могут привести к замедлению темпов роста ипотечного кредитования, несмотря на то, что охват рынка ипотекой по-прежнему очень низкий.
Новые меры коснутся также потребительских кредитов под залог недвижимости — продукта, который предлагают некоторые банки.
"Да, мы видим ряд рискованных практик, некоторые банки рекламируют кредиты на любые потребительские цели под залог жилья. Звучит заманчиво, но это большие риски, потому что человек может потерять квартиру", — сказала Данилова.
"У нас уже прописано в указании. Не только ипотека, но и любые кредиты под залог жилья подпадают".
Высокие темпы роста ипотеки будут сохраняться, ожидает ЦБ, сейчас они на уровне 20%.
"На фоне снижения темпов роста необеспеченных кредитов ипотека будет интересной. Как раз в ипотеке влияние смягчения денежно-кредитной политики будет более сильным, это более крупные и долгосрочные кредиты, поэтому снижение ставки на несколько процентных пунктов существенно отразится на стоимости обслуживания кредита", — сказала Данилова.
Елена ФАБРИЧНАЯ, Екатерина ГОЛУБКОВА, Андрей ОСТРОУХ
Редактор Антон КОЛОДЯЖНЫЙ