FutureBanking: Как устроен рынок арт-банкинга
Времена экономической «турбулентности» заставляют владельцев и топ-менеджеров крупных компаний рассматривать альтернативные форматы инвестиций, ожидая от них большей стабильности, нежели от традиционных и более распространенных на сегодняшний день депозитов и инструментов фондового и валютного рынков. Искусство — один из немногих активов, стоимость которого со временем только увеличивается. В среднем годовой прирост стоимости предметов искусства составляет 5–12%.
Увеличением интереса к арт-инвестициям продиктована потребность в цивилизованном процессе выбора, приобретения и владения арт-объектом или коллекцией. Ответом на такой спрос является все увереннее «встающий на ноги» в нашей стране арт-банкинг — комплекс финансово-консультационных услуг по сопровождению инвестиций на арт-рынке.
Как это работает?
Инвестиции в арт-объекты чаще всего практикуются в рамках департаментов private banking кредитных организаций, а также компаниями, специализирующимися на направлении wealth management (управление частными капиталами). Раньше, когда инвестирование такого рода считалось уделом очень богатых людей, профессионалы рынка называли порог входа $500 тыс. Для индивидуального подбора коллекции порог входа, разумеется, был больше — $1–5 млн (портфель из 5–7 картин).
Составляющее значительную часть арт-рынка современное искусство расширяет его границы, переводя инвестиции во вполне доступную нишу $3–10 тыс., и понятие «входной порог» теряет свой смысл. Но и в этом случае потребность в квалифицированных посредниках и организациях, предоставляющих услуги арт-банкинга, чрезвычайно высока.
Спектр опций
Комплекс услуг в той или иной степени и в разных комбинациях (в зависимости от организации, предоставляющей сервис арт-банкинга) включает:
1) рекомендации менеджеров относительно приобретения наиболее выгодных с точки зрения инвестиционного роста арт-объектов, прогноз рентабельности на базе анализа рынка и ценообразования;
2) консультирование при формировании коллекции. Собрания стоят дороже, чем отдельные предметы, кроме того, тематические частные коллекции, посвященные определенному направлению или периоду в искусстве, часто выкупаются государственными музеями;
3) адекватную оценку (стоимость услуги может доходить до 1% от цены произведения) и экспертизу подлинности посредством привлечения лицензированных экспертов с различной профильной специализацией, заключение которых имеет мировой авторитет и оформляется в соответствии с российскими и международными стандартами; химико-технологическую экспертизу (достоверность атрибуции по материалам и свойственным автору технологическим операциям) и искусствоведческую экспертизу (атрибуция, подлинность, провенанс, ценность);
4) выяснение юридической чистоты объекта инвестирования, подготовку документов, помощь в заключении сделки, в том числе на международном уровне;
5) организационную поддержку в вопросах транспортировки (расходы на транспортировку могут составить примерно 0,5% от стоимости работы), решение таможенных вопросов (на каждой границе существуют свои нюансы) и страхование покупки (0,6–0,8% от стоимости страхуемого объекта в год);
6) расчет налоговых последствий приобретения;
7) отслеживание уровневых торгов, арт-мероприятий различного формата, обеспечение участия клиента в аукционах (открытие счета в аукционном доме, предоставление гарантий);
8) реставрацию и хранение работ в охраняемых депозитариях (ориентировочная стоимость такой камеры с поддержкой температурно-влажностного режима — $4–7 за 1 кв. м площади хранения в день в зависимости от срока);
9) кредитование под залог предметов искусства — обычно сумма кредита не превышает 50% от установленной стоимости объекта (мера предосторожности со стороны банка);
10) консультирование по вовлечению приобретенных творений искусства, а иногда и целых коллекций в художественную жизнь. Грамотная демонстрация как инструмент продвижения работы благоприятно влияет на ее стоимость;
11) консультирование по стратегии инвестирования.
Арт-банкинг в мире: эпицентры и динамика
Рассмотрим, как выглядит сектор арт-банкинга в разбивке по регионам и странам.
1. Европа: Англия — традиционно тренд-сеттеры рынка, родина крупнейших аукционных домов Christie’s, Sotheby’s, Bonhams, MacDougall’s. Доля Англии в общемировом объеме продаж — 20%. Здесь давние традиции арт-бизнеса, а плотное сотрудничество с целым штатом арт-консультантов — привычная практика, как и в других центрах европейского арт-финанса: Германии, Италии, Франции, Швеции. Обширные связи профессионального сообщества европей- ских арт-банкиров помогают им добывать для своих клиентов редчайшие предметы искусства даже из частных коллекций.
2. США: стабильно высокий интерес к сектору, проработанные механизмы взаимодействия Art & Finance-сферы, зрелость арт-банкинга. Американские коллекционеры составляют 49% от всего мирового коллекционерского сообщества (Россия составляет 2%). Доля США в объеме продаж — порядка 40%.
3. Китай: благодаря проактивной позиции правительства Поднебесной в сфере взаимодействия финансового сектора и культуры рост арт-банкинга продолжается, но уже не такими темпами, как в предыдущее десятилетие. О развитой стадии арт-рынка говорит присутствие в Китае крупнейших аукционных домов Poly (занимает третье место в мире) и China Guardian (четвертое место в мире). Доля Китая в общемировом объеме продаж — 24%.
4. Ближний Восток: несмотря на геополитическую нестабильность в регионе распространение сферы искусства, концентрация роскоши и ультрабогатых персоналий (Ultra High Net Worth Individuals) говорят о том, что регион будет играть важную роль в формировании глобальной картины арт-бизнеса.
5. Латинская Америка: латиноамериканский арт-маркет остается вторым по влиятельности после европейского и имеет огромный потенциал дальнейшего роста. Интерес к этому рынку огромен, и индустрия Art & Finance в Латинской Америке будет только развиваться.
6. Африка: здесь формируется новое поколение серьезных коллекционеров. С формированием зрелого финансового рынка арт-банкинг продолжит уверенное развитие. Спрос на услуги в секторе показывает уверенный потенциал роста.
7. Россия: 90-е годы — время первоначального накопления капитала, когда «предметами первой инвестиционной необходимости» были квартиры, машины, драгоценности, — сменились периодом дальнейшего роста благосостояния, и российские арт-инвесторы начали присматриваться к более изысканным объектам инвестиций. Появляются первые предложения в сегменте арт-банкинга.
После кризиса, в 2009 г., падение российского арт-рынка составило только 5%, и вскоре рост возобновился. Традиционно отмечается больший интерес к «своему» классическому искусству, но есть и ценители всемирно признанных шедевров (одной из наиболее крупных сделок в этом сегменте считается продажа русскому покупателю с аукциона картины испанского художника Эль Греко «Молитва святого Доминика» за $13,8 млн).
Ежегодный отчет Deloitte & ArtTactic 2014 на основе показателей аукционных торгов фиксирует возрастающую уверенность российских покупателей в секторе арт-инвестиций: в фаворитах — знаменитый российский авангард и современное искусство. Отметим, что российские инвесторы не проявляют интерес к искусству как к классу активов, в том числе и как к источнику косвенной выгоды, а именно попадания в особый социальный круг и приобретения соответствующих связей.
А. ШВЕЦ
Автор - генеральный директор, куратор, арт-менеджер TAtchers’ Art Management