Машинка на миллион: средний размер автокредита перешел новый рубеж
Впервые в России средняя сумма автокредита перевалила за 1 млн рублей, однако пока это произошло только в Москве, зафиксировано в результатах исследования бюро кредитных историй «Эквифакс» (есть в распоряжении «Известий»). Чаще россияне отдают предпочтение новым легковым автомобилям стоимостью от 800 тыс. до 1,2 млн рублей, рассчитали в аналитическом агентстве «Автостат». Причину такой тенденции дилеры видят в том, что граждане покупают в долг более дорогие комплектации. Подорожали и сами транспортные средства, из-за это в рублях объем выданных автокредитов вырос на 20%.
Берут больше
За пять лет цены на новые транспортные средства выросли на 76%, свидетельствуют данные «Автостата». При этом средняя сумма автокредита в Москве с 2015 года увеличилась на 45%, до 1 млн рублей, а в регионах — на 49%, до 761 тыс. рублей. Об этом говорится в исследовании БКИ «Эквифакс» по результатам 11 месяцев 2019 года, с которым ознакомились «Известия». Разница в размере ссуды на приобретение транспортного средства между столицей и субъектами уже на протяжении четырех лет остается в диапазоне 31–37%, следует из изученных «Известиями» данных.
Средний чек автокредита в регионах может превысить 1 млн рублей в конце 2021 — начале 2022 года, считает главный аналитик «БКС Премьер» Антон Покатович. Причина кроется в господдержке — это важный фактор, также определяющий размер займа на покупку машины. В 2019 году подпадающие под действие льгот легковушки стоили близко к 1 млн рублей, указал Антон Покатович. По словам эксперта, новые транспортные средства в пределах этой суммы представлены моделями, произведенными в России. Зачастую они не удовлетворяют требованиям покупателей, поэтому некоторые вынуждены приобретать более дорогие иномарки, цена на них выше из-за отсутствия государственных субсидий. По этой причине гражданам требуются автокредиты на сумму больше миллиона рублей, добавил эксперт.
Средний размер автокредитов в регионах достигнет 1 млн рублей в перспективе пяти лет, оценил для «Известий» перспективы главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин.
— Ситуация на рынке снова ухудшилась — сейчас продажи снижаются. Причин для улучшения тенденций пока немного. Для нынешнего уровня доходов не нужно больше машин. При этом активно развиваются каршеринг и службы такси, которые понижают спрос на личные авто. В таких условиях производители не смогут бесконечно повышать цены, — указал он.
Нескромные средние
Цена нового автомобиля, купленного в «Авилоне», в среднем составляет 2,18 млн рублей, рассказали «Известиям» в пресс-службе автодилера. Там добавили, что в 2019 году средняя стоимость покупаемых в кредит транспортных средств увеличилась в массовом сегменте на 18,6%, а в премиум — на 10,6% по сравнению с 2018-м. Размер кредита увеличился на 15,4%, до 1,15 млн рублей, и на 9%, до 2,45 млн рублей, в соответствующих классах. При приобретении за заемные средства средний чек выше, чем за собственные, потому что выбираются более дорогие комплектации, указали в пресс-службе.
Средняя стоимость купленной в «АвтоСпецЦентре» новой машины в 2019 году составила 1,86 млн рублей, а подержанной — 824 тыс. рублей, рассказал «Известиям» директор департамента финансовых услуг группы компаний «АвтоСпецЦентр» Дмитрий Мольков.
— Мы продаем не только массовые, но и премиальные бренды, которые стоят дороже. В результате повышаются средние цены. Наибольшей популярностью пользуются корейские бренды Kia и Hyundai. Также хорошую динамику по количеству купленных машин показывают немецкие Volkswagen и Skoda, — уточнил он.
Чаще всего граждане приобретали легковушки стоимостью от 800 тыс. до 1,2 млн рублей. На них пришлось 29,1% от продаж. На сегмент дешевле 800 тыс. рублей на 2 процентных пункта меньше — 27,1%, следует из последних данных аналитического агентства «Автостат» за 2019 год. Автомобили дороже 2 млн рублей выбирали 21,8% покупателей. В агентстве отметили, что недорогие машины стали покупать реже, премиальные, наоборот, чаще.
Чаще, но меньше
Всё чаще граждане покупают машину не за собственные, а за заемные средства. Так в 2019 году доля проданных в кредит автомобилей увеличилась на 11 п.п. — до 55% по сравнению с 2018 годом, указал Дмитрий Мольков из АСЦ. Каждая вторая машина приобретается за счет ссуды. За первое полугодие 2019-го было реализовано новых и подержанных машин на заемные деньги на 12 и 33% больше соответственно, чем в 2018 году, сообщили в «Авилоне». Там добавили, что именно транспортные средства с пробегом стали главной причиной роста автокредитования в 2019 году.
— В рублях объем выданных автокредитов вырос на 20%, что связано с ростом стоимости транспортных средств, — указал руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.
Если в период с 2014 по 2016 год доля кредитов с минимальным или нулевым первоначальным взносом составляла 8–9%, то с 2017-го по 2019-й она выросла до 15%, добавил он. После сокращения в 2016 году рынок автокредитов вернулся к росту. И в 2019 году он увеличился на 15,8–16,2%, примерно до 920 млрд рублей, указал Антон Покатович.
Вадим АРАПОВ, Александр ВОЛОБУЕВ