Lenta.ru: Ну что тут подделаешь
В начале октября Федеральная резервная система США выпустила в обращение новую 100-долларовую банкноту. Соединенные Штаты надеются, что улучшенные степени защиты сделают задачу фальшивомонетчиков настолько сложной, что выгода от противозаконных действий окажется несоразмерной риску. «Лента.ру» решила узнать, как в последнее время новейшие технологии снизили прибыльность изготовления поддельных денег и какие изменения произойдут с самой «профессией» фальшивомонетчика.
Подделка бумажных денег началась сразу же после их появления. Одним из самых известных фальшивомонетчиков считается Уильям Чалонер (William Chaloner), который в середине 1690-х годов наладил подделку банкнот Банка Англии. Первые официальные банкноты появились в июне 1695-го, а изделия Чалонера - уже в августе того же года. Не помогло даже то, что настоящие банкноты печатались на дорогой и труднодоступной тогда мраморной бумаге (marble paper). Находчивый преступник просто приобрел аналогичное сырье. Его самым непримиримым врагом, естественно, был глава Монетного двора - тогда эту должность занимал сэр Исаак Ньютон. Финал истории оказался для Чалонера печальным - в 1699 году его повесили.
Через несколько десятилетий в Новом Свете с фальшивомонетчиками активно боролся Бенджамин Франклин. В конце 1730-х он придумал металлический пресс для печати банкнот, позволявший сохранять текстуру деревянного оттиска, характерные разводы которого трудно было подделать. Это значительно усложнило стоявшую перед злоумышленниками задачу, но не смогло полностью отвадить преступников от попыток незаконного обогащения.
По мере того как в XVIII - первой половине XIX века мир привыкал к использованию бумажных банкнот, ассигнаций и долговых обязательств, фальшивомонетчики обращали на них все более пристальное внимание. Одним из наиболее «удобных» для преступников государств в начале XIX века оставались США, где до 1850-х годов хождение имели около 10 тысяч различных видов банкнот - выпускать их мог почти каждый банк. Ситуация еще больше осложнилась с началом Гражданской войны: о печати фальшивых денег противника задумались и на Севере, и на Юге, рассчитывая подорвать экономику враждебного региона. Принимавший активное участие в изготовлении поддельных банкнот Конфедерации фальшивомонетчик Самюэль Кёртис Апхэм (Samuel C. Upham) стал на Севере знаменитостью. Масштабы фальшивомонетничества в США в итоге привели к тому, что после войны, в 1865 году, была создана Секретная служба, которая в дальнейшем занималась борьбой с мошенниками.
Совокупные усилия правоохранительных органов и типографий привели к тому, что на протяжении большей части XX века стоимость качественной подделки банкнот оставалась достаточно высокой, и это отпугивало злоумышленников. Сложность процесса и суровость наказания мешали фальшивомонетничеству стать по-настоящему популярной индустрией преступного мира - объем производства фальшивых денег никогда больше не достигал уровней XVIII-XIX веков.
Тем не менее в конце XX столетия снова был зафиксирован всплеск интереса преступников к этому виду обогащения - распространение доступной офисной техники упростило печать «неправильных» денег. Соответственно, выросло и количество фальшивомонетчиков: к концу первого десятилетия XXI века в США ежегодно задерживали по три тысячи мошенников. При этом качество подделок снижается: если в 1995 году фальшивых долларов, напечатанных на струйном принтере, было менее одного процента от общей массы подделок, то в 2007-2008 годах подобные банкноты встречались уже с частотой в 60 процентов.
Масштабы бедствия
В 2010 году Федеральный резервный банк Чикаго представил исследование о хождении в США и мире фальшивых долларов. За основу финансисты взяли данные ФРС и Секретной службы. Оказалось, что в среднем на 10 тысяч истинных банкнот приходится одна поддельная. Соотношение стоимости реальных и фальшивых денег оказалось таким же. По информации авторов доклада, в 2005 году в мире общий объем поддельных банкнот составлял 61 миллион долларов, из которых в самих США находились 56,2 миллиона. Таким образом, каждому гражданину Соединенных Штатов был нанесен ущерб в 0,2 доллара.
Эта оценка банка, однако, очень консервативна. По данным частной консалтинговой компании IronFX, в 2011 году из обращения был изъят 261 миллион долларов в фальшивых банкнотах, то есть каждому американцу был нанесен урон уже в 0,84 доллара. Но даже эта сумма не настолько серьезна, чтобы подорвать экономику США.
Объем подделок банкнот в других развитых государствах еще меньше, чем в самих Соединенных Штатах. В Канаде в 2007 году в денежной системе находилось фальшивых долларов более чем на три миллиона, а в Соединенном Королевстве в 2010 году было изъято поддельных фунтов на 5,6 миллиона. В Европейском центральном банке сообщили, что за первую половину 2013 года из обращения власти изъяли 317 тысяч купюр евро. Это более чем на 25 процентов превышает показатели 2012 года. Несмотря на рост количества перехваченных властями поддельных банкнот, они занимают ничтожное место в общей денежной массе. По данным ЕЦБ, в мире в первой половине 2013 года обращалось 15,1 миллиарда евробанкнот.
По оценке специалистов, создание и дальнейшее распространение качественной подделки стодолларовой купюры обойдется не менее чем в пятьдесят настоящих долларов. В американских СМИ регулярно приводят доказательства невыгодности фальшивомонетничества. Например, на сайте журнала Slate приведен целый ряд причин, по которым подделка долларов США - это «глупое» преступление. Для создания достоверной копии у злоумышленников должно быть дорогое оборудование, специальная бумага, которую чрезвычайно сложно приобрести (власти США покупают бумагу для банкнот у компании Crane) и другие труднодоступные ресурсы и технологии. Автор исследования Джастин Питерс (Justin Peters) настаивает, что даже в случае создания приемлемой по качеству копии банкноты, подделку быстро обнаружат в банках. Таким образом, получается, что печать фальшивых денег (или, как пошутил один из блогеров, намекая на сверхмягкую политику ФРС, «количественное смягчение» в домашних условиях) экономически неэффективна.
Защита статуса
Постоянная угроза со стороны фальшивомонетчиков стала главной, но не единственной причиной, по которой государствам приходится постоянно думать о повышении степени защиты банкнот. На кону стоит репутация ведущих мировых держав и блоков. Например, доллар и евро ведут борьбу не только за статус основной мировой резервной валюты, но и за звание самых надежных во всех смыслах денег. Финансовая мощь США после Второй мировой войны почти никем не оспаривалась, однако ФРС не уделяла достаточного внимания защите наличных долларов. Лишь в 1990 году - впервые за шестьдесят лет - Вашингтон решился на частичное изменение дизайна и повышение защиты банкнот.
В купюры номиналом от пяти долларов добавили микротекст вокруг портрета и полоску из полиэстера, которую можно было увидеть только на свету. В 1996 году была представлена новая стодолларовая банкнота. Она содержала изображение Франклина на водяном знаке в правой части купюры, чернила, которые меняли цвет с зеленого на черный при различных углах зрения, а также специальную печать вокруг портрета государственного деятеля. При этом купюра сохранила традиционные степени защиты в виде тонкой бумаги, сделанной из хлопка и льна, а также полосы волокон шелка, которые были вплетены в бумагу и ощущались при касании. Внимание ФРС именно к стодолларовой банкноте вполне объяснимо - на нее приходится до половины номинала фальшивых долларов.
В Европейском союзе, словно находясь под впечатлением от кажущейся простоты изготовления фальшивых долларов США, серьезно перестраховались. Ввод в обращение наличного евро в 2002 году был суперпроектом ЕС, и Брюсселю очень хотелось, чтобы новая европейская валюта была самой защищенной в мире. В результате евро печатаются на бумаге, сделанной из хлопка, что затрудняет их подделку и позволяет продлить срок службы. Банкноты содержат несколько водяных знаков, голограмму, рельефную печать, защитные нити и полосы, инфракрасные метки.
На какое-то время евро действительно установил стандарт защиты, а доллар по сравнению с ним стал выглядеть слишком легкой добычей для фальшивомонетчиков. Поэтому начиная с 2003-2004 годов в доллары добавили дополнительные меры безопасности. Среди них - светящаяся под ультрафиолетовым излучением защитная полоса. Для пятидолларовой банкноты свечение должно быть голубым, для десятидолларовой - оранжевым, для банкноты в 20 долларов - зеленым, а для номинала в 50 и 100 долларов - желтым и красным соответственно. Кроме того, для 50-долларовой купюры защитная полоска увеличилась наполовину по сравнению с другими банкнотами.
ФРС решила также несколько отойти от традиционной зеленой гаммы - банкноты различных номиналов получили собственные характерные цветовые оттенки. Розовый - для купюры в 50 долларов, красный, оранжевый и желтый оттенки - для банкноты в 10 долларов, голубой - для банкноты в 20 долларов; купюра в пять долларов получила светлофиолетовый оттенок. Индивидуальные цвета, использованные для оформления банкнот, не дают фальшивомонетчикам использовать бумагу купюры меньшего номинала для печати купюр большего номинала, что было распространенной практикой в 1990-е годы.
Запущенная в обращение 8 октября новая купюра в 100 долларов содержит защитную трехмерную синюю ленту, на которой в зависимости от угла зрения можно рассмотреть колокола или цифру «100». Лента вплетена в бумагу, а не напечатана на ней. Голографическое изображение колокольчика вблизи портрета Франклина на банкноте также может менять свой цвет - от зеленого до золотистого и наоборот. Плечо знаменитого американца при этом выделено рельефом, который ощущается при прикосновении. Улучшенные меры защиты обойдутся американцам в 12,7 цента - именно столько стоит печать каждой новой банкноты в 100 долларов. Производство предыдущей купюры оценивалось в 7,8 цента. Всего в мире насчитывается около 8,6 миллиарда купюр номиналом в 100 долларов, а средняя продолжительность «жизни» банкноты составляет около 15 лет.
Даже на этом фоне защита банкноты в 1000 российских рублей выглядит вполне достойно. Купюра содержит металлическую защитную полосу, вплетенную в бумагу, волокна четырех цветов, а также люминесцентные знаки, которые светятся в инфракрасном спектре. Как и в других государствах, в РФ для печати денег используют особую по составу бумагу и водяные знаки.
Несмотря на повышенную защиту, фальшивомонетчики в России, как и в остальном мире, предпочитают подделывать купюры с крупным номиналом. По данным ЦБ, во втором квартале 2013 года российские банки выявили 17445 поддельных банкнот. На долю тысячных купюр приходится чуть более 8000 случаев, а на долю банкнот в 5000 рублей - 7553 фальшивых экземпляра. Подделки сторублевых банкнот были отмечены в 97 случаях. Интерес злоумышленников к подделке валюты может служить косвенным признаком ее популярности у населения - печатать редкие валюты или банкноты экономически неразвитых государств не имеет смысла
В битве за звание самой защищенной купюры участвуют не только крупнейшие мировые экономики. Зачастую самыми надежными банкнотами признаются деньги не самых развитых государств. В 2010 году американский телеканал CNBC представил свой рейтинг банкнот, наиболее сложных для копирования. В этот список вошли 10 непальских рупий, 50 мексиканских песо, 10000 казахских тенге. Из развитых государств в списке оказалась лишь Великобритания с купюрой в 20 фунтов и Швеция с банкнотой в 1000 крон. Российский рубль в рейтинге не фигурировал, но в отечественном ЦБ в том же 2010 году назвали новую 1000-рублевку самой надежной в мире.
Австрало-канадская альтернатива
Несмотря на существенные различия, у долларов США, евро и рублей есть одно принципиальное сходство - они печатаются на бумаге. В конце XX - начале XXI века ряд государств решили провести эксперимент по внедрению пластиковых (они также называются полимерными) наличных средств. Дальше всех среди крупных стран в этом направлении продвинулись Австралия и Канада. В Австралии банкноты из полимеров действуют с 1996 года. Уже в декабре 1997 года представитель Королевского банка Австралии сообщил, что за 1996 год они зафиксировали свыше 7 тысяч случаев подделки бумажных купюр. С внедрением пластиковых банкнот количество подделок бумажных купюр сократилось в семь раз. Как отметили в организации, на изготовление первой поддельной пластиковой банкноты номиналом в 100 долларов злоумышленникам потребовалось около полугода, а получившийся экземпляр был очень низкого качества. Помимо лучшей защиты от фальшивомонетчиков у пластиковых банкнот есть и другие преимущества - срок их службы более чем в два раза превышает «жизнь» бумажных денег. Они устойчивее к механическим повреждениям - пластиковые купюры сложно порвать или испортить при случайной стирке.
В Канаде пластиковые деньги появились в 2011 году. Первопроходцем стала банкнота в 100 долларов, вслед за которой появились меньшие по номиналу купюры в 50, 20, 10 и 5 долларов. Последние из них были запущены в серию в 2013 году. По данным канадской Службы противодействия фальшивомонетчикам (RCMP), за весь 2012 год в стране было обнаружено 44975 поддельных банкнот - это на 92 процента меньше, чем было в 2004 году. Что же касается полимерных банкнот, то, по данным полиции, им попалось лишь шесть штук, и качество изготовления их было чрезвычайно низким.
У пластиковых банкнот есть свои недостатки. Прежде всего, к ним относят высокую стоимость изготовления. Печать канадских банкнот обходится в 19 центов - это почти в два раза дороже, чем производство бумажного аналога. Критики нововведений обращают внимание на то, что новые купюры «слипаются» в портмоне и кошельках. Кроме того, в Канаде ходят слухи, что полимерные банкноты могут «плавиться». Подобные слухи встречают яростное опровержение со стороны эмитента.
В том случае если новые канадские доллары надолго снизят интерес фальшивомонетчиков, у пластиковых денег будут все шансы превратиться из новомодного увлечения развитых государств в стандартный инструмент. Банк Англии в сентябре 2013 года уже сообщил, что рассматривает появление пластиковых купюр в 2016 году. Тем временем на новую технологию уже перешли в Брунее, Новой Зеландии и Вьетнаме.
Основная опасность, угрожающая банкнотам будущего (как пластиковым, так и «сверхзащищенным» бумажным купюрам), будет исходить не от преступников, а от технических перемен. Фальшивомонетничество в его традиционном понимании в начале XXI века явно находится в упадке, превратившись скорее в спорт или развлечение для талантливых одиночек, нежели в огромную отрасль теневого бизнеса. В прошлом бумажные деньги начали активно подделывать тогда, когда они заменяли металлические. Сейчас бумажные деньги постепенно выходят из обращения, уступая безналичным платежам, а значит, искать новый тип фальшивомонетчиков следует прежде всего среди хакеров и других киберпреступников.
Одним из самых известных фальшивомонетчиков XX века считается португалец Алвеш душ Рейш (Alves dos Reis). В 1920-х годах он организовал масштабную аферу с банкнотами банка Португалии. Напечатанные при его участии купюры к 1925 году имели номинальную стоимость в 0,88 процента ВВП страны. Сам Рейш подделкой банкнот не занимался - за него это делала английская типография, которая думала, что выполняет легитимный заказ банка Португалии. Раскрытие аферы Рейша вызвало в стране политический кризис.
Автор чикагского исследования сравнил потери от фальшивых долларов с ущербом банков США от подделки чеков, который в 2005 году достиг миллиарда долларов. По оценке IronFX, в 2011 году потери от мошенничества с кредитными картами достигали 8,6 миллиарда долларов.
Всего в мире, по данным ФРС, вращается наличных долларов на 1,2 триллиона. Две трети от этого количества - за пределами страны-эмитента. В 2005 году Федеральный резервный банк Чикаго оценивал объем наличных в 759 миллиардов долларов.
Фальшивые банкноты представляют вполне реальную угрозу. В достаточном количестве они могут подорвать экономику государства
Ущерб экономики Евросоюза от фальшивых евробанкнот с 2002 года, по данным Еврокомиссии, составил по меньшей мере 500 миллионов евро.
Сбербанк 9 октября временно запретил своим банкоматам принимать пятитысячные купюры
Александр РАТНИКОВ