Белым по черному: вывод доходов из тени принес в бюджет 21,2 млрд рублей

Кампания ФНС по обелению доходов граждан за три года дополнительно принесла в бюджет 21,2 млрд рублей. Об этом по итогам проверки службы сообщила Счетная палата (отчет есть в распоряжении «Известий»). В целом наблюдается устойчивый рост поступлений НДФЛ в госказну — с 3 трлн рублей в 2016-м до 3,9 трлн по итогам 2019-го. При этом, несмотря на прогресс в легализации зарплат, 20% россиян до сих пор получают «серую» зарплату, говорится в документе. Поэтому повышение собираемости НДФЛ станет одной из главных целей ФНС на ближайшие годы. Эксперты уверены, что полностью вывести доходы из тени невозможно, однако ускорить процесс позволит усовершенствование законов.

Устойчивый рост

Счетная палата (СП) оценила администрирование ФНС и ее подведомственными структурами налога на доходы физических лиц (НДФЛ), включая работу по легализации налоговой базы для наращивания поступлений в казну. Анализ охватил результаты работы службы в 2016–2018 годах и в первом полугодии 2019-го.

В материалах СП отмечается, что всего за это время было проверено около 900 тыс. налогоплательщиков. В результате вывода их из тени дополнительные поступления по НДФЛ с «обеленной» зарплаты увеличились на 21,2 млрд рублей. Однако в общем объеме налогов на доходы физлиц, который ежегодно приносит в бюджет более 3 трлн рублей, этот показатель сравнительно невелик.

Впрочем, аудиторы отмечают в целом позитивные результаты работы службы. С 2016 года наблюдается устойчивый рост объема поступлений НДФЛ в консолидированный бюджет: с 3 до 3,9 трлн рублей по итогам 2019-го, что составляет 17,4% от поступлений в госказну.

Одним из препятствий для ускорения вывода из тени в Счетной палате называют пробелы в законодательстве. Например, перед налоговой не обязаны отчитываться о предоставлении гражданам материнского капитала и субсидий на приобретение жилья. Еще одна причина недопоступления НДФЛ в том, что органы не должны делиться с ФНС сведениями о документах трудовых мигрантов.

Игра «вбелую»

Обеление экономики — и прежде всего доходов граждан — основной приоритет налоговой политики прошедшего десятилетия. В последнее время особое внимание ФНС уделяла легализации корпоративных налогов: служба провела кампанию по отзыву лицензий у недобросовестных участников финрынка, деофшоризацию, занялась борьбой с фирмами-однодневками и начала внедрять контрольно-кассовую технику, отмечается в «Основных направлениях бюджетной и налоговой политики на 2020–2022 годы».

На ближайшие годы ключевыми инструментами вывода из тени станут цифровизация налогового администрирования и консолидация всех информационных потоков в единую базу данных. В том числе планируется обеспечить возможность физлиц оплачивать налоги и госуслуги через МФЦ.

И всё же пока обеление доходов граждан продвигается достаточно медленно, полагают в Счетной палате: несмотря на рост поступлений от НДФЛ, 20% россиян по-прежнему получают «серую» зарплату. Рост собираемости налогов с физлиц — одна из ключевых задач ФНС на ближайшие годы. Как ранее писали «Известия», первым шагом в этом направлении стало внедрение специального налогового режима для самозанятых.

В качестве такой категории налогоплательщиков уже зарегистрировались более 440 тыс. человек, за период 2019-го – начала 2020 года они задекларировали более 53 млрд рублей дохода, облагаемого налогом. В 2019 году этот режим применялся на территории четырех регионов России, с января 2020-го число субъектов расширено до 23, а с июля налог планируется ввести на всей территории страны.

«Известия» направили запросы в пресс-службы ФНС и Минфина с просьбой рассказать о планах повышения сборов НДФЛ и легализации налоговой базы.

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»

Доля НДФЛ в консолидированном бюджете страны варьируется от 21% в 2016 году до 16% в первом полугодии 2019-го. При этом собираемость растет: в 2016 году она увеличилась на 53,0%, в 2017 году — на 5,3%, в 2018 году — на 6,3%, в первом полугодии 2019 года — на 7,8%. В общем объеме консолидированных бюджетов субъектов данный вид налога занимает от 36 до 40%, в 17 регионах превышает 50%.

Щадящий режим

Показатели ФНС в легализации налоговой базы за последние годы выросли, согласен доцент Высшей школы финансов и менеджмента РАНХиГС Дмитрий Тихонов. По его словам, налоговая служба с выполнением своих фискальных функций справляется, за что ее вполне заслуженно ставят в пример остальным госорганам. Другое дело — политика в этой области, за которую отвечает Минфин и где требуются усовершенствование механизмов регулирования и больше стимулов для бизнеса, считает он.

Также, по мнению эксперта, сохранению высокого уровня теневого сектора способствуют «традиции» ухода от уплаты налогов, которые всё еще сильны в России. Архетипы поведения налогоплательщиков устоялись в 90-х годах, когда «налоговое жульничество было массовым явлением», считает Дмитрий Тихонов. Изменить ситуацию одним только кнутом не удастся, нужно сместить акценты: сейчас максимум внимания уделяется эффективности и цифровизации и существенно меньше — налоговому ликбезу. Повышение грамотности населения в этом вопросе и плотная работа с предпринимателями также могут повлиять на обеление экономики, резюмировал эксперт.

В теневом секторе работают порядка 20 млн россиян, что соответствует оценкам Счетной палаты, согласился директор Института стратегического анализа ФБК Grant Thornton Игорь Николаев. Он отметил, что для такого поведения у людей есть вполне естественные причины: вовремя платить налоги не позволяют низкие доходы населения.

По мнению эксперта, для повышения сборов НДФЛ, а также эффективной борьбы с «серой» экономикой важно обеспечить щадящий налоговый режим, защиту прав частной собственности и неизменность условий игры.

Динамика за последние пять лет положительная, хотя процесс идет достаточно медленно, отметил директор офиса продаж «БКС Брокер» Вячеслав Абрамов. Он уверен, что полностью исключить теневой сектор невозможно, но сократить его вполне реально. С введением специального налогового режима для самозанятых обеление доходов граждан ускорилось, но более ощутимый эффект можно будет оценить позднее.

Роза АЛМАКУМОВА