Пенсионеры подарят рост: как пенсионная реформа и низкая рождаемость создали предпосылки для скачка в российской экономике

Рост экономически активных граждан благодаря пенсионной реформе на фоне низкой рождаемости позволяет рассчитывать на рост российской экономики на 2,5% уже по итогам 2020 года.

Социологи и экономисты по всему миру не зря пристально анализируют демографические показатели: сколько детей будет рождено, сколько взрослых выйдет на работу, как будет эволюционировать модель семьи. Все это имеет определяющее влияние на траекторию развития разных стран и экономик.

Существует ли прямая зависимость между демографическими показателями и ВВП страны? Проанализировав в общей сложности 1586 значений различных макроэкономических показателей в максимально доступном количестве стран с 1960 года, мы выяснили, что демографическая ситуация в значительной степени определяет, какими будут объем сбережений в обществе и величина процентных ставок, — а те, в свою очередь, являются факторами, влияющими на рост ВВП на душу населения. Проще говоря, если в семье больше трех детей, сбережения в ней минимальны или совсем отсутствуют. Капитал в таком обществе становится намного дороже труда, и неудивительно, что зачастую это заканчивается ростом популярности идей марксизма.

Небольшой исторический экскурс

В начале-середине XIX века имел место избыток трудовых ресурсов в сочетании с низкими сбережениями, что подразумевало высокий спрос на деньги, а потому доходность капитала — и доходы капиталистов — сильно превышала доходность труда. Популярность марксизма на Западе падала по мере снижения рождаемости, роста сбережений и снижения процентных ставок (в конце XIX века объема сбережений в Великобритании было достаточно, чтобы кредитовать весь остальной мир; сейчас на ее месте находится Китай). А вот в некоторых других частях света коммунизму удалось найти более благодатную почву — например, в России начала ХХ века, или в Китае, когда там сложился соответствующий паттерн рождаемости и нормы сбережений. Новый виток роста популярности идей старого доброго марксизма и усиления государственного вмешательства в экономику может произойти в ближайшем будущем и в некоторых странах Африки южнее Сахары (например, в Эфиопии) — опять же с учетом их демографии.

Коэффициент участия рабочей силы и ВВП страны

Можно сколько угодно говорить о доступности финансовых услуг и мобильных банках, однако если в стране рождаемость (количество детей на одну женщину) больше 3, то соотношение банковских депозитов к ВВП, как предполагают наши наблюдения, не превысит 30%, нагрузка на пенсионную систему будет выше, бюджетная система будет «сводить концы с концами», не инвестируя, а реальные процентные ставки в стране будут зашкаливать (если только у такой страны нет профицита счета текущих операций).

При снижении числа детей на одну женщину эти ограничения ослабевают. При этом наш анализ показывает, что важным с точки зрения оценки потенциала роста экономики также является другой демографический показатель — соотношение населения трудоспособного возраста и вместе взятых детей и пенсионеров, так называемый «показатель демографической нагрузки». Чем меньше иждивенцев приходится на одного взрослого в стране, тем меньше эти взрослые «отвлечены» от рынка труда (для заботы о детях и старших родственниках), тем более эффективно используются трудовые ресурсы и тем выше потенциал роста экономики.

Мы установили, что наибольший скачок в темпах роста ВВП происходит, когда показатель демографической нагрузки улучшается с 1,2-1,4 до 1,4-1,6. Численность взрослого трудоспособного населения растет, возрастает объем сбережений, а это, в свою очередь, снижает стоимость финансирования.


Построив модель, мы сравнили реальные темпы роста экономик различных стран со средними показателями увеличения ВВП за счет прироста численности населения и увидели следующую тенденцию: наилучшую динамику среди развивающихся стран (без учета нефтяных держав) продемонстрировали с 2000 года Китай и Индия, а наихудшую, примерно с 1980 года — крупнейшие государства Латинской Америки.

Потенциал роста в 2,5% для России

Демографические показатели России делают ее больше похожей на европейские развитые нации, чем на более молодые развивающиеся страны. Рождаемость в стране в последние годы была невысокой, а с повышением пенсионного возраста численность рабочего населения выросла.

Год202020252030203520402045205020552060
Коэффициент демографической нагрузки в России2,01,81,71,81,81,71,51,41,4

По совокупности факторов Россия, с показателем демографической нагрузки выше 1,6 на ближайшие 30 лет, несмотря на широко обсуждаемую проблему старения населения, выглядит совсем неплохо на фоне сопоставимых стран с формирующимися рынками. Ее потенциал может быть оценен в 2,5-3,0%. Однако в последние 5 лет страна демонстрировала прирост экономики ниже своего потенциала. Это, по нашему мнению, объясняется цикличными факторами, которые сдерживали рост — жесткой фискальной и денежно-кредитной политикой, внешними условиями, геополитическими обременениями.

Источник: ИК «Ренессанс Капитал»

По нашим оценкам, в 2020 году влияние внутренних факторов должно измениться на положительное, а внешних — оставаться относительно нейтральным. Предпосылки для этого уже заложены. За последние девять месяцев ключевая ставка Банка России была снижена на 1,75 процентного пункта, и мы ожидаем увидеть как минимум еще одно ее снижение в ближайшие месяцы на 25 базисных пунктов до 5,75%. Со стороны бюджетной политики сдерживающий эффект от повышения НДС, действовавший в 2019 году, полностью нивелировался, запланированное увеличение госрасходов по нацпроектам начало поступать в реальную экономику, а правительство анонсировало дополнительные социальные стимулы.

С учетом этого мы ожидаем увидеть рост российской экономики на уровне 2,6% г/г и 2,5% в этом и следующем годах, соответственно, что лучше прогнозов МВФ и других аналитиков ( МВФ прогнозирует рост ВВП на уровне 1,9% г/г в 2020 году, консенсус-прогноз Bloomberg — 1,7%).

Софья ДОНЕЦ, Forbes Contributor