Вертолет с миллиардами: Александр Мамут получит деньги на сокращение долга перед банком «Траст»
Миллиардер Александр Мамут потратит часть денег от продажи производителя вертолетов Kopter на погашение долга перед банком «Траст». Миллиардер должен Банку непрофильных активов около 30 млрд рублей, продажа вертолетного бизнеса уменьшит этот долг на 4,5 млрд рублей.
Часть денег от продажи швейцарского производителя вертолетов Kopter миллиардер Александр Мамут направит на погашение долга перед банком «Траст». Об этом Forbes рассказали три собеседника, работающие в структурах группы «Открытие», в которую входит «Траст». Один из них уточнил, что речь идет о сумме около 4,5 млрд рублей. Александр Мамут не ответил на вопросы Forbes. Банк «Траст» от комментариев отказался.
Как появился долг перед «Трастом»
Мамут был миноритарием и заемщиком банка «ФК Открытие», но за несколько недель до его санации продал 6,67% акции в головном «Открытие холдинг». В 2018 году «ФК Открытие» передал дочернему «Трасту», на базе которого сформировали Банк непрофильных активов, крупные корпоративные кредиты. В их числе оказались кредиты структур Мамута. В декабре 2018 года предправления «ФК Открытие» Михаил Задорнов говорил, что у Мамута в «Трасте» есть кредиты по шести группам активов, и за год миллиардер погасил более $140 млн (8,8 млрд рублей по среднему курсу 2018 года). Точная сумма долга Мамута перед «Трастом» никогда не раскрывалась. В конце 2019 года два собеседника Forbes, работавшие в структурах группы «Открытие», оценивали общую задолженность в сумму около 30 млрд рублей. Тогда же эту сумму подтверждал Forbes собеседник, близкий к Сбербанку.
Сбербанк летом 2019 года стал собственником 46,5% медиахолдинга Rambler Group Мамута, заплатив за эту долю, по оценкам, 9-11 млрд рублей. Небольшая часть этой суммы, признавал в интервью Forbes глава Сбербанка Герман Греф, пошла на погашение долга Rambler Group перед «Трастом». Сумма этого кредита также не раскрывалась. В конце 2016 года Rambler Group была должна «ФК Открытие» около 4,6 млрд рублей.
Коптер от миллиардера
О том, что Мамут выходит из вертолетного бизнеса, стало известно в конце января. Итальянский машиностроительный холдинг Leonardo объявил, что выкупит 100% Kopter у структуры миллиардера Lynwood (Schweiz) AG за $185 млн (11,6 млрд рублей по курсу на 28 января) без учета долга. Кроме того, Мамут договорился с итальянцами о дополнительных выплатах (их размер не раскрывался) до 2022 года, если Kopter выйдет на определенные показатели деятельности. Стороны договорились закрыть сделку в первом квартале 2020 года. По словам знакомого Мамута, сделка еще не закрыта.
Kopter была основана в 2009 году инженером Мартином Стаки и до 2018 года носила название Marenco Swiss Helicopter. Нынешнее название компания получила в начале 2018 года. Kopter разрабатывает девятиместный вертолет SH09, способный развивать скорость до 260 км/ч и преодолевать расстояние в 800 км за один перелет, говорится на сайте компании. В феврале 2018 года компания объявила о поиске инвестиций на 150 млн швейцарских франков для запуска и сертификации SH09, писало издание FlightGlobal. По информации издания, до этого инвестиции в Kopter составили 270 млн франков — всю сумму предоставили структуры Александра Мамута. «Ни один из трех вертолетов SH09, которые проходили ранее летные испытания, не были готовы к производству. Четвертый SH09 должен начать полеты и завершить аттестацию в Европейском агентстве авиационной безопасности в первом квартале 2019 года», — сообщало FlightGlobal. В феврале 2018 года Kopter на выставке Heli-Expo сообщала о том, что договорилась заказах на поставку 34 вертолетов на сумму $119 млн с несколькими компаниями-операторами, например Paradise Helicopters и Helitrans of Norway.
Leonardo — один из крупнейших машиностроительных холдингов Италии — был создан в 1948 году под названием Finmeccanica. Нынешнее название холдинг получил после ребрендинга в 2017 году. В 2018 году выручка холдинга составила €12,2 млрд. «Дочка» компании — Alenia Aermacchi — владела 25% плюс одна акция ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» и совместно с ГСС и Boeing участвовала в разработке самолетов Sukhoi Superjet-100 (SSJ). В 2017 году итальянский холдинг вышел из ГСС.
Юлия ТИТОВА, Forbes Staff