Коммерсант: Субсидии на лизинг помогут «Аэрофлоту» и ГСС

После двукратного подорожания кредитов на приобретение и обслуживание самолетов из-за роста ключевой ставки ЦБ правительство решило повысить спрос на российские самолеты за счет субсидий. Минпромторг готов выделить лизинговым компаниям 3,6 млрд рублей субсидий, в том числе на операционный лизинг. Но фактически преференциями сможет воспользоваться лишь крупнейший эксплуатант SSJ 100 «Аэрофлот», получающий с 2011 года эти самолеты на условиях оперлизинга.

Правительство изменило условия субсидирования процентных ставок по кредитам лизинговых компаний на покупку отечественных самолетов, говорится в опубликованном вчера постановлении. Льготы для лизингодателей распространены теперь не только на финансовый, но и на операционный лизинг, а максимальный размер субсидии привязан к ключевой ставке ЦБ (сейчас 14% годовых) — по кредитам, полученным в 2015 году, она не превысит 0,9% от 14% годовых. До сих пор субсидии составляли 0,9% от ставки рефинансирования ЦБ (8,25%). Таким образом, постановление увеличивает размер субсидирования в 1,7 раза, до 12,6%. В Минпромторге "Ъ" сообщили, что в текущем году на эти цели в бюджете предусмотрено 3,6 млрд руб.

В материалах правительства поясняется, что "из-за двукратного удорожания кредитов расходы на обслуживание любых сделок по покупке и лизингу самолетов становятся убыточными", что грозит свертыванием текущих программ, прежде всего по SSJ 100 (производитель — входящая в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК) "Гражданские самолеты Сухого", ГСС). Сейчас лизинговые компании получают субсидии по ранее привлеченным кредитам на покупку более 40 самолетов Ил-96-300, Ту-204/214, SSJ 100, Ан-148 на условиях финансового лизинга. Источник "Ъ" в одной из лизинговых компаний пояснил, что оперлизинг на отечественные самолеты "практически не развит" из-за отсутствия их вторичного рынка и четкого представления о рыночной стоимости подержанных машин. Но с прошлого года ГСС гарантирует остаточную стоимость SSJ 100.

Представитель лизинговой "Ильюшин Финанс Ко" (занимается финансовым лизингом производимых ОАК гражданских самолетов) считает, что благодаря операционному лизингу "авиакомпании смогут получить во временное пользование дорогостоящую технику, на покупку которой у них нет ни собственных средств, ни доступного кредитования". Если со временем ситуация на рынке авиаперевозок изменится, взятые самолеты можно будет сдать, обменяв на суда, например, с другой вместимостью. Но еще один собеседник "Ъ" на лизинговом рынке полагает, что процент по кредитам остается фактически прежним, так как изменилась лишь база расчета ставки.

Крупнейшим эксплуатантом отечественной техники — SSJ 100 — является группа "Аэрофлот", которая поддержала инициативу. Источник "Ъ" в авиакомпании напомнил, что пока все меры господдержки, разработанные для стимулирования обновления парка, не распространялись на SSJ 100. Компания с 2011 года получает эти самолеты на условиях оперлизинга. Но условиями всех ранее разработанных постановлений фактически нельзя было воспользоваться — одно из них действует только для судов, поставленных авиакомпаниям до 2010 года включительно, а другое не распространяется на новые суда, полученные в оперлизинг. Глава аналитической службы "Авиапорт" Олег Пантелеев говорит, что привязка к ключевой ставке вместо ставки рефинансирования более актуальна для новых сделок, но лизинговые компании на этом не заработают — лишь минимизируют потери.

Елизавета КУЗНЕЦОВА