​Власти впервые раскрыли объем соглашений в рамках ГЧП

Минэкономразвития впервые обнародовало статистику сферы государственно-частного партнерства (ГЧП) в России. РБК ознакомился с материалами ведомства.

На начало 2020 года в России насчитывается около 3,1 тыс. действующих либо завершенных по истечении срока действия концессионных соглашений.

Общий объем инвестиционных обязательств по ним составляет более 1,7 трлн руб.

Из них 1,2 трлн руб. (то есть более 70%) составляют внебюджетные инвестиции, 0,5 трлн руб. — средства государства.

Эти данные говорят о недостаточном уровне инвестиций в инфраструктуру через договоры ГЧП, констатирует Минэкономразвития. Объем принятых инвестиционных обязательств по заключенным концессионным соглашениям составляет порядка 1,6% от объема ВВП за 2019 год. При этом в Великобритании, например, объем инвестиций в проекты ГЧП составляет не менее 6,6% ВВП, в Канаде — 8,1%, отмечает замминистра экономического развития Михаил Расстригин.

По его словам, почти все регионы используют механизмы ГЧП для привлечения инвестиций, однако только десять из них подписали 100 и более концессионных соглашений с учетом муниципальных концессий. «Количество соглашений с размером инвестиций более 10 млрд руб. составляет всего 32 штуки», — сказал Расстригин РБК.

В среднем в России ежегодно заключается порядка 500 новых соглашений с объемом инвестиций порядка 280 млрд руб. При сохранении таких темпов Россия в обозримом будущем не достигнет уровня Великобритании по инвестициям в концессии, подчеркивает Минэкономразвития.

Сегодня рынок ГЧП находится на вполне безопасном уровне, России есть куда расти, говорит руководитель InfraONE Research Александра Галактионова. «Деньги, которые можно привлекать, есть, а проектов на рынке не хватает», — сказала она РБК.

«Есть длинные деньги, которые можно было бы вложить, но нет проектов», — согласна управляющий директор — руководитель центра ГЧП Сбербанка Анна Багинская. Кроме того, российский рынок ГЧП достаточно молод, ему порядка десяти лет. Федеральные органы власти «уже набрали компетенции, у них есть квалифицированные кадры, понимание, как это делать». «У региональных и муниципальных органов власти такой квалификации нет, они боятся в эти проекты идти, так как нет средств, чтобы разрабатывать соглашения, и людей, которые будут их сопровождать», — отмечает Багинская.

В каких сферах чаще всего заключают концессии

  • Большинство концессионных соглашений заключено в коммунально-энергетической сфере (90%).
  • 7% приходится на социальную сферу, 3% — на транспортную.

Однако именно транспортные концессии являются наиболее крупными по общему объему инвестиций — на них приходится 70% денежных средств. В основном это проекты по строительству инфраструктуры автомобильных дорог.

  • Больше всего соглашений (94%) заключено на муниципальном уровне. Главным образом они относятся к сфере коммунального хозяйства.
  • Однако наибольший объем инвестиций (42%) предусмотрен в рамках концессий, заключенных на федеральном уровне, из них на транспортную инфраструктуру приходится 96%.

Самыми крупными концессионными соглашениями на сегодняшний день являются транспортные проекты, оба находятся на стадии проектирования (см. инфографику). Это строительство железнодорожной линии Обская — Салехард — Надым в Ямало-Ненецком автономном округе (общий объем инвестиций — 130 млрд руб.), и создание железнодорожной линии Элегест — Кызыл — Курагино в Туве и Красноярском крае (127 млрд руб.).

Потенциал ГЧП в России пока остается невостребованным, считает завкафедрой госрегулирования экономики РАНХиГС Владимир Климанов. Основную сложность он видит в том, что стороны «никак не научатся разделять ответственность». «При директивной системе управления в государстве сложно придумать механизм, чтобы находить решения компромиссно», — сказал он РБК.

Анна ГАЛЬЧЕВА