Премьер и нищета: как Михаил Мишустин будет бороться с бедностью

В последние месяцы выкристаллизовалось два варианта решения проблемы стагнирующих доходов населения: адресная социальная помощь и налоговые реформы. Первые шаги Михаила Мишустина на посту премьера говорят о том, что выбор сделан в пользу первого варианта.

Стагнирующие располагаемые доходы населения постепенно становятся серьезной политической проблемой. Именно поэтому в последние несколько месяцев активно обсуждались разные инициативы, направленные на оказание помощи малообеспеченным россиянам. В конечном счете выкристаллизовалась альтернатива — реформа системы предоставления социальной помощи или изменения в налоговой системе. За первый подход ратовал среди прочих председатель Счетной палаты Алексей Кудрин, выступавший как раз за переход к адресной социальной помощи. Второй подход поддерживал в частности Максим Орешкин, выступавший за отмену подоходного налога для малоимущих и введение прогрессивной шкалы НДФЛ.

Одним из первых конкретных обещаний Михаила Мишустина на посту премьера стало именно введение системы оказания адресной помощи малоимущим гражданам, что означает, что в конце концов выбор был сделан в пользу именно первого подхода. На ее создание отводится два года, так как для этого потребуется создание информационной системы, которая собирала бы данные обо всех доходах домохозяйств, включая выплаты, пособия и льготы.

О необходимости перехода к адресной социальной помощи эксперты говорят уже давно. Существующая на данный момент система льгот крайне неэффективна с точки зрения снижения неравенства и уменьшения количества бедных. В стране существует масса льгот и выплат, которые предоставляются вне зависимости от материального положения получающих их граждан. Деньги размазываются тонким слоем, и существенная часть ресурсов уходит людям, материальное положение которых далеко от плачевного и которые не должны были бы получать никакой помощи от государства. В результате вся система социального обеспечения работала крайне неэффективно и в конечном счете приводила к относительно небольшому снижению неравенства.

Основным препятствием на пути введения адресной социальной помощи были технические проблемы. Для того чтобы определить, кто должен получать льготы и пособия, требуется соединить в одной базе данных информацию, приходящую из разных ведомств, включая собесы, налоговую службу, загсы, фонды обязательного медицинского страхования и т. п. Только объединив эти данные, можно понять, какие именно доходы получает конкретное домохозяйство, на какие выплаты и льготы оно может претендовать и какую помощь уже получает. Эта техническая сложность реализации долгое время оставалась непреодолимым барьером на пути введения системы адресной социальной помощи. А простота имплементации была одним из основных достоинств альтернативного подхода по предоставлению льгот по НДФЛ.

Важнейшими задачами нового премьер-министра станут решение этой технической проблемы и формирование такой единой базы. Репутация Михаила Мишустина как человека, способного решать сложные технические проблемы в государственных информационных системах, дает надежду, что эта проблема будет наконец разрешена, хотя непонятно, сколько на это потребуется ресурсов.

Неизвестно также, что было причиной, а что следствием — то ли выбор в пользу технически сложного решения повлиял на назначение Михаила Мишустина премьер-министром, то ли выбранный по другим критериям премьер-министр сделал выбор в пользу варианта, который больше соответствовал его навыкам и умениям.

Но если само по себе развитие системы адресной социальной помощи можно считать безусловно положительным шагом в сторону увеличения эффективности мер по борьбе с бедностью и неравенством, то создание столь полной информационной системы несет в себе и существенные риски.

Самая главная угроза будет связана с безопасностью хранения личных данных граждан. Любая утечка в такой системе приведет к тому, что практически вся наиболее чувствительная информация о человеке попадет в чужие руки. Именно поэтому вопросы безопасности и ограничения доступа к данным будут абсолютно ключевыми. Даже один значимый прокол сможет непоправимо подорвать доверие ко всей системе.

Кроме того, одно из потенциально опасных последствий этой инициативы — более глубокое проникновение государства во все стороны жизни граждан. Это, конечно, еще не система социальных рейтингов наподобие китайской, но уже один шаг в эту сторону.

Это же относится к системе социального рейтинга: потенциальные выгоды от создания всеохватывающей информационной системы могут быть полностью скомпенсированы возможными злоупотреблениями. И если проблему с утечками данных еще можно решить техническими средствами, то злоупотребления данными со стороны чиновников можно предотвратить, только обеспечив их подотчетность гражданам.

На данный момент политическая система в стране устроена таким образом, что гарантировать такую подотчетность она не может, во многом из-за того, что существенная часть населения не требует этого от политиков, вполне удовлетворяясь получаемыми от государства материальными благами и прося взамен лишь того, чтобы их оставили в покое.

И если новая информационная система будет действительно использоваться во вред гражданам, то им самим придется пересмотреть свое отношение к государству, требуя от него большей подотчетности.

Рубен ЕНИКОЛОПОВ, Forbes Contributor