Коммерсант: Константин Малофеев отдал долг родине

"Ъ" выяснил, на каких условиях основатель Marshall Capital Partners Константин Малофеев и ВТБ заключили мировое соглашение. Госбанк требовал вернуть кредит на $225 млн, общая задолженность по которому достигла $596 млн, но в итоге согласился всего на $100 млн. Столь высокий дисконт может быть обусловлен "гражданской позицией бизнесмена" в отношении событий на Украине.

По данным "Ъ", условия мирового соглашения с Константином Малофеевым были утверждены в ВТБ еще 21 января. В ходе заседания кредитного комитета банка было решено уступить права требования "ВТБ Капитал" к ООО "Русагропром" по кредитному соглашению от 2007 года компании с Британских Виргинских островов Alverdine Investments Ltd. за $100 млн. Соответствующие документы были подписаны 18 февраля. Кроме того, стороны договорились прекратить все судебные и уголовные разбирательства, связанные с истребованием компенсации по кредиту, в частности, тяжбу в Англии, связанную с трансграничным арестом активов Marshall Capital Partners (MCP) и Константина Малофеева. В свою очередь, бизнесмен отказался от иска к ВТБ в Высокий суд Лондона о возмещении убытков от ареста активов, которые он оценивал в $600 млн. Спустя месяц после подписания договора о переуступке долга МВД прекратило уголовное дело о хищении у ВТБ кредитных средств (подробно см. "Ъ" от 21 марта).

Alverdine получила права требования долга с 83-процентным дисконтом. По состоянию на 14 января общий долг ООО "Русагропром" перед ВТБ составлял $596 млн, в том числе просроченный основной долг $225 млн, а также $371 млн в виде процентов и неустойки на просроченную задолженность. Кредитная линия была открыта на покупку девяти молочных заводов у компании Nutritek International Corp., которой ранее владел MCP, а обеспечением являлись акции и доли в целом ряде компаний. В июле 2014 года ЗАО "Евроэксперт" оценило право требования долга к ООО "Русагропром" в ноль рублей.

"Мы заключили мировое соглашение с Константином Малофеевым, претензии по долгу урегулированы, банк получил все деньги. Детали мы не комментируем",— сообщил источник "Ъ", близкий к ВТБ. В пресс-службе Константина Малофеева также подтвердили факт урегулирования конфликта с банком, отметив, что о сумме сделки между ВТБ и Alverdine им неизвестно. Бизнесмен не имеет отношения к Alverdine, подчеркнули в его пресс-службе. Представитель ВТБ отказался от комментариев, так же поступили в ЗАО "Евроэксперт".

Источник, близкий к Константину Малофееву, подтвердил, что бизнесмен урегулировал конфликт с ВТБ за $100 млн. Дисконт со стороны госбанка собеседник "Ъ" связывает с гражданской позицией бизнесмена. Константин Малофеев неоднократно высказывался в поддержку Донбасса, а также организовывал гуманитарную помощь его жителям.

Партнер юридической фирмы "Некторов, Савельев и партнеры" Сергей Савельев рассказывает, что оценка права требования может быть нулевой, если, например, исковая давность для принудительного взыскания долга через суд уже истекла или если должник — абсолютно пустая компания, с которой нечего взять, а долг ничем не обеспечен. Коллекторские агентства выкупают долги с дисконтом от 5% до 30%, по безнадежным долгам он может достигать 80-90%, говорит руководитель департамента оценки АКГ "МЭФ-Аудит" Дмитрий Трофимов. По его словам, высокий дисконт может быть оправдан, когда в залоге есть не только активы, но и поручительства от каких-либо лиц, от которых сложно получить деньги.

При заключении мировых соглашений банков с заемщиками все очень индивидуально, здесь нет каких-то единых правил игры, говорит глава блока корпоративного кредитования банка из топ-30. "Единственное, учитывая, что это проблемный долг, очевидно, что какая-то часть списывается. Когда-то это штрафы и пени, когда-то — часть долга: бывает, что списывается и 50%, и 70%. Многое зависит от силы позиций банка. Допустим, он выиграл все суды во всех инстанциях. Не исключено и влияние внешних обстоятельств, в том числе административного ресурса заемщика",— добавляет собеседник "Ъ".

Владислав НОВЫЙ, Елена КИСЕЛЕВА, Анна ЗАНИНА, Светлана ДЕМЕНТЬЕВА, Мария КОЛОМЫЧЕНКО