Вирус в удаленном доступе

Тwitter и Microsoft рекомендовали сотрудникам работать из дома, а Google отменяет конференции. "Яндекс" и Mail.ru Group отменили командировки в Китай, Иран, Италию, Южную Корею, Сингапур и Японию. "Лаборатория Касперского" перевела сотрудников в Китае на работу из дома, а в других странах Азиатско-Тихоокеанского региона установила гибкий график. Райффайзенбанк, Росбанк и ВТБ настоятельно рекомендуют сотрудникам оставаться дома при любых признаках простуды.

"Вирусные инфекции, как ни странно, действительно могут подстегнуть рост числа работников, которые имеют возможность трудиться вне офиса. Офисная организация труда относится к индустриальному типу, когда все сотрудники приходят в одно место в одно и то же время и уходят тоже одновременно, — говорит Александр Сафонов, проректор Академии труда и социальных отношений. — При современных системах коммуникаций в этом большой необходимости нет".

Популярность удаленной работы из-за вируса резко возросла. По данным Superjob, в феврале функцией "Работа рядом с домом" интересовались в среднем в 2,3 раза чаще, а спрос на удаленку вырос в 1,6 раза.

Работать вне офиса сегодня могут почти все его сотрудники: от бухгалтеров и программистов до менеджеров по продажам и журналистов. Именно их работодатели и будут переводить "на удаленку" в первую очередь.

В статье 312.1 Трудового кодекса прописаны общие положения о дистанционной работе. "На таких сотрудников также распространяются нормы трудового законодательства. Некоторые оформляют таких сотрудников по договору гражданско-правового характера, но это такое же нарушение при наличии трудовых отношений, как если бы работник находился в офисе, — говорит Дмитрий Лесняк, руководитель GR-практики юридической компании BMS Law Form. — Перевод на удаленную работу не может быть основанием для снижения заработной платы, если работник выполняет тот же объем обязанностей".

ИТ-гиганты уже откликнулись на то, что большинство компаний переходит на удаленный режим работы, и готовы бесплатно предоставить доступ к своим сервисам для видеоконференций. Так, с 10 марта Microsoft на полгода добавит видеосвязь в бесплатную версию Teams — приложения, которое позволяет сотрудникам общаться друг с другом. Ранее бесплатный доступ к Teams был доступен только жителям Китая. Google предоставит бесплатный доступ до 1 июля к расширенным функциям для проведения встреч с друзьями и знакомыми (Hangouts Meet) всем клиентам G Suite и G Suite for Education по всему миру.

По данным аналитиков, в феврале спрос на удаленную работу вырос в 1,6 раза

Эпидемия коронавируса бьет по экономике, телеком-сети становятся преимущественным способом общения, потому что позволяют выполнять часть работы, но она связана с офисными делами, когда человеку не обязательно присутствовать где-то: это не производство, не станок, не больница, отмечает Эльдар Муртазин, ведущий аналитик Mobile Research Group. "От телекома зависит многое, но запас прочности есть, поэтому все будет работать, сети не будут падать — во всяком случае, если мы говорим про Россию и другие развитые страны. Есть проблема с оборудованием, потому что многие люди сегодня начинают закупать оборудование для телеконференций. Тот же Китай работает не в полную силу, и исходя из этого есть проблемы, но они не такие большие, как можно было бы предположить".

Сегодня любой телефон имеет камеру, возможность подключения к видеоконференции, поэтому люди будут работать удаленно. "С этим нет проблем, — добавляет аналитик, — основной недостаток — переформатирование отношений, дистанционная работа. Проверять ее сложно. Переходный период к постиндустриальной экономике займет как минимум полгода-год и это, увы, реальность".

Но коронавирус уже резко изменил поведение потребителей по всему миру и в первую очередь в Китае. "Мы фиксируем взрывной рост спроса на дистанционные услуги и сопутствующие сервисы. Но важнее не динамика и даже не появление новых сервисов, а пользовательский опыт, в том числе корпоративный, — отмечает Дмитрий Рябинин, руководитель hi-tech.mail.ru. — Несмотря на всеобщую диджитализацию, в последние годы оставалось немало сторонников старых сложившихся методов и практик как среди обычных потребителей, так и среди компаний. Для них переход в новую реальность был чем-то пугающим и слишком затратным, а потенциальная выгода неочевидной. Ситуация с вирусом стала тем толчком, который практически всех заставил так или иначе думать и заниматься онлайн-услугами и всем, что с ними связано".

С точки зрения бизнеса коронавирус ударил по многим очень болезненно, но стал необходимым для трансформации. "Наш мир прямо сейчас благодаря эпидемии в рекордные сроки стал гораздо более диджитальным. Пока это еще не все осознают, но драматические изменения уже начались, и все произойдет очень быстро,- прогнозирует Рябинин. — Параллельно есть еще одна тенденция: потребление становится менее мобильным. Например, динамика в продажах смартфонов замедлилась, а телевизоры, наоборот, стали покупать чаще. Спрос на онлайн-обучение, популярность гейминга, стриминга и всего, что связано с видео, быстро растет. Это наша новая реальность с повсеместным онлайном и видео на всех платформах. Победят в ней те, кто сможет предложить соответствующие новому времени продукты. В первую очередь большое будущее у экосистем, в которых комфортно потреблять любые услуги, не выходя из дома".

Локомотивом этого тренда уже становится Китай, но в полную силу переход начнется после активного развертывания сетей 5G.

Ольга ИГНАТОВА, Иван ЧЕРНОУСОВ