Известия: Под закон о банкротстве физлиц подпадут более 400 тыс. россиян
Количество исполнительных производств по взысканию с физлиц задолженности выше 500 тыс. рублей на конец февраля 2015 года составило 418,2 тыс. Об этом «Известиям» сообщили в Федеральной службе судебных приставов. Общая сумма таких задолженностей составила более 2 трлн рублей. Все эти должники с 1 июля, когда вступит в силу закон о банкротстве физлиц, смогут подать в суд заявление о своем банкротстве, чтобы избавиться от долгов. По закону для этого требуются два условия: общая сумма денежных требований не менее 500 тыс. рублей и неисполнение их физлицом в течение трех месяцев.
— Судебные приставы имеют данные по долгам, по которым не только уже состоялись суды, но решения вступили в законную силу и выдан исполнительный лист, то есть гражданин не смог погасить долг минимум полгода и больше, — говорит главный юрист экспертного центра Taxadmin.ru Артемий Николаев. — А в большинстве случаев для банкротства гражданину придется самому подать на себя в суд — если, например, он из-за долгов не может платить налоги за свою квартиру.
За три месяца, оставшиеся до вступления закона в силу, количество потенциальных банкротов может удвоиться. По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), на текущий момент уже есть 300 тыс. человек, по долгам которых еще не вынесены судебные решения, но которые вправе объявить себя банкротами по закону.
— По нашим оценкам, количество заемщиков с просроченной задолженностью свыше 120 дней и суммой долга свыше 500 тыс. рублей составляет около 300 тыс. человек, или 0,4% от 72 млн граждан, чьи кредитные истории хранятся в базе НБКИ, — рассказал «Известиям» директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.
Согласно закону, если суд признает заявление о банкротстве гражданина обоснованным, он может либо реструктуризировать его долги (если у гражданина есть источник дохода), либо объявить гражданина банкротом и начать процедуру реализации его имущества. При этом, согласно ст. 446 Гражданского кодекса, не может быть продано единственное жилье, предметы домашней обстановки и личные вещи должника. На время процесса прекращают начисляться пени, штрафы и другие финансовые санкции, а также проценты по всем обязательствам гражданина, кроме текущих платежей. После прохождения процедуры гражданин освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, то есть они будут списаны. Правда, при этом банкроту запретят в течение 5 лет брать новые кредиты и в течение 3 лет управлять юридическим лицом.
Юристы надеются, что после вступления в силу закона должники не станут массово обращаться в суды. В противном случае это грозит коллапсом судебной системы.
— Суды сейчас и так чрезмерно загружены, — говорит партнер компании «Деловой фарватер» Роман Терехин. — Даже при малом количестве новых дел они не будут разрешаться оперативно. Будут и задержки, и нарушения сроков рассмотрения дел в судах, и какие-то упущенные моменты из-за спешки и т.п. Это совсем не редкое явление и без дел о банкротстве физлиц.
— Увеличение нагрузки будет обусловлено не только возросшим количеством рассматриваемых дел, но и их юридической сложностью для судей, — отметил руководитель департамента по разрешению судебных споров коллегии «Барщевский и партнеры» Павел Хлюстов. — Ранее дела о банкротстве относились к исключительной подведомственности арбитражных судов, и суды общей юрисдикции не имеют опыта и понимания, что такое процедура банкротства и как грамотно следует рассматривать такие дела.
В начале марта экономическая коллегия Верховного суда предложила передать работу по банкротству физлиц из судов общей юрисдикции арбитражным судам. Не только потому, что судьи арбитражной системы имеют опыт в подобных делах. Арбитражные суды есть только в областных центрах — это может снизить количество исков. При этом юристы надеются, что исков будет не слишком много, поскольку должники просто не будут знать о такой возможности.
— Процедура новая для страны, поэтому не все должники готовы после вступления закона в силу тут же обращаться с заявлениями о банкротстве. Нагрузка будет повышаться постепенно, что, вероятно, позволит судам к ней адаптироваться, — уверен адвокат коллегии адвокатов «Юков и партнеры» Владимир Клименко.
Александра БАЯЗИТОВА