Коммерсант: Карт-старт

Сегодня начинает работу Национальная система платежных карт (НСПК), созданная для защиты их российских держателей от существующих и возможных санкций. Создатели НСПК уверены в ее надежности. Так ли это, смогут протестировать большинство обладателей карт системы MasterCard (кроме выпущенных Сбербанком) и частично держатели карт Visa.

Начало работы с сегодняшнего дня антисанкционной Национальной системы платежных карт вчера официально анонсировал Центробанк. Именно эта система будет проводить внутрироссийские операции по картам МПС, выпущенным российскими банками, во избежание их блокировки или иных сбоев в случае ужесточения или внедрения новых санкций. По идее, это должно сделать работоспособными и карточки банков «Россия» и СМП (а также их “дочек”) настолько, чтобы ими можно было без ограничений расплатиться или снять по ним деньги в банкоматах других банков.

Впрочем, с 1 апреля через НСПК пойдут в основном операции по картам MasterCard. «Начиная с 1 апреля НСПК будет осуществлять обработку внутрироссийских операций по картам MasterCard всех банков, предусмотренных планом»,— говорится в опубликованном вчера по этому поводу заявлении ЦБ. Вне плана перевода карта MasterCard на процессинг в ЦБ оказался Сбербанк (по сведениям “Ъ”, на него приходится более 40% трафика MasterCard). Он, согласно заявлению ЦБ, завершит перевод транзакций по картам MasterCard на обработку в НСПК лишь в первой половине апреля. На время перевода часть операций будет продолжать обрабатываться в процессинговом центре MasterCard за рубежом.

Передача процессинга по картам другой международной системы — Visa — будет завершен и вовсе в течение одного-двух месяцев, говорил ранее гендиректор НСПК Владимир Комлев. Вчера НСПК и Visa распространили по банкам совместное письмо о том, что завершить процесс передачи планируется к 31 мая этого года — по итогам тестирования, пилотного проекта и четырехнедельного перехода всех точек в НСПК. Таким образом, процессинг карт Visa в течение переходного периода будет производиться НСПК (для подключившихся банков), и по-прежнему зарубежным процессинговым центром Visa — для остальных.

За нарушение срока перехода на процессинг в НСПК Visa разместит многомиллионный долларовый страховой депозит в ЦБ. О том, что Visa уже согласилась на этот шаг по итогам двухдневных переговоров представителей штаб-квартиры Visa Inc. с ЦБ, ранее уже сообщали источники “Ъ” (см. “Ъ-Онлайн” от 27 марта). «MasterCard завершила процесс подключения банков к НСПК в установленный срок,— отметили вчера в ЦБ.— Visa активно взаимодействует с НСПК, однако не завершила этот процесс до 31 марта 2015 года и, таким образом, обязана начать формирование обеспечительного взноса не позднее 30 апреля 2015 года». MasterCard, несмотря на неподключенный к НСПК ко времени «Ч» Сбербанк, по сведениям “Ъ”, депозит платить не будет: ситуация с подключением Сбербанка урегулирована отдельно и не предполагает уплату MasterCard страхового депозита.

Впрочем, не исключено, что размер депозита, причитающегося с Visa, может быть снижен в зависимости от скорости перевода ей операций по своим картам в НСПК уже после установленного законом срока. Как заявили вчера в ЦБ, регулятор планирует учитывать при расчете депозита еще один — новый — параметр: сумму операций, переведенных на обработку в НСПК. «Будет уточнен и порядок возврата обеспечительного взноса при условии перевода всех операций на обработку в НСПК»,— отметили в ЦБ.

В ЦБ заверяют, что граждане — держатели карт Visa и MasterCard изменений от передачи процессинга в НСПК не заметят. Трансграничных операций по картам МПС и операций в банкоматах «своих» банков (банков-эмитентов) это не коснется. Позиции о том, что все будет в порядке с российскими операциями по картам МПС, придерживается большинство банков. Впрочем, некоторые из них, в частности Райффайзенбанк, все же предупредили клиентов о возможных сбоях. “Ъ” будет следить за развитием событий.

Вы к сбоям готовы?

Максим Пустовой, заместитель председателя правления ОТП-банка:

— Взаимодействие нашего банка и НСПК (Национальная система платежных карт) уже налажено. В настоящий момент мы заканчиваем совместные тесты с НСПК и пока проблем со стороны данного поставщика не видим. Однако на сегодняшний день к НСПК подключен только MasterCard, а с Visa еще не все ясно. Скорее всего, в этом и кроются опасения о возможных сбоях. Мы считаем, что клиентам не стоит опасаться сбоя, скорее всего, работа начнется в установленный срок и будет проходить в штатном режиме. Со своей стороны, ОТП-банк обеспечивает работу технических служб в режиме 24/7 для мониторинга систем и осуществления быстрого реагирования в случае непредвиденных ситуаций с проведением трансакций. Конечно, остается вопрос: а почему вообще возникли такие опасения? Ответ прост: то, что сейчас происходит, происходит впервые. Ранее российский банковский рынок не сталкивался со столь масштабным переходом в столь сжатые сроки на альтернативные платежные системы, тем более все разом. Я не уверен, был ли в мире вообще такой прецедент. Поэтому опасения понятны, но думаю, что над технической стороной обеспечения бесперебойной работы системы сейчас работает далеко не один сотрудник, а брошены лучшие специалисты как со стороны НСПК и банков, так и со стороны платежных систем MasterCard и Visa.

Валерий Чулков, член правления, директор операционного департамента ВТБ 24:

— ВТБ 24 осуществил полную интеграцию с НСПК. Банк готов обрабатывать операции по обеим платежным системам как через НСПК, так и по существующей технологии — напрямую с платежными системами. Подключение велось поэтапно, все процессы нами протестированы. Отдельно подчеркну, что для клиентов банка ничего не изменится, они смогут пользоваться и картами MasterCard, и картами Visa без ограничений.

Александр Петров, директор по процессингу департамента платежных карт Промсвязьбанка:

— По сути, подключение к НСПК не должно отразиться на пользователях-владельцах платежных карт. Им по-прежнему будет доступны платежи через устройства эквайринга как на территории России, так и за ее пределами, покупки в интернете и снятие наличных. Более того, вступление банка—эмитента карты в НСПК способствует бесперебойной работе карт на территории РФ. С другой стороны, возникновение незначительных сбоев возможно, однако никаких оснований для того, чтобы говорить о серьезных неудобствах, с которыми могут столкнуться держатели карт после 1 апреля, мы не видим.

Игорь Ашманов, сооснователь компании «Крибрум», генеральный директор компании «Ашманов и партнеры»:

— Вообще, сроки необычайно короткие для такого масштабного проекта. Так что сбои, конечно, будут, но это нормально. Сделать ничего особенного, чтобы еще улучшить и предотвратить, нельзя — это совершенно нормальные проблемы большого ИТ-проекта, при запуске всегда бывают сбои и шероховатости. Они устаканятся за два-три месяца, вряд ли раньше. Скорее всего, это могут быть неработающие операции, недоступность денег, странное поведение банкоматов, несрабатывание пин-кодов и т. п. Пользователям это будет психологически неприятно, но потерь денег, конечно, не будет. В конце концов все наладится, я уверен. Большая платежная система — это сложно, но ракетная наука, ПВО, системы геопозиционирования и поисковые системы — еще сложнее. В принципе это нужно было сделать давно, просто закон пролежал в Думе несколько лет. Подозреваю, что MasterCard и Visa активно лоббировали, чтобы он не прошел. И он бы не прошел, если бы от правительства США к этим карточным системам не поступил дурацкий приказ остановить операции для некоторых банков, попавших под санкции, после чего закон подняли, отряхнули и приняли чуть ли не за три дня.

Герман Клименко, владелец блог-платформы Liveinternet:

— При внедрении любого крупного софта, а национальная платежная система, безусловно, крупное и сложное программное обеспечение, возможны сбои, которые, впрочем, и так происходят ежегодно и ежедневно в разных банках, которые, казалось бы, десятилетиями отлаживают ПО. Это случается и в Сбербанке, и в ВТБ, и в ВЭБе, все время всплывает в комментариях на форумах, постоянно находятся ошибки. Вопрос только в проценте этих ошибок и в том, насколько они критичны. Я отчасти знаком с теми, кто этим занимается. Команды весьма профессиональные, и, я думаю, у них высокие шансы создать хороший продукт, и я не вижу ни одной причины, почему бы мы не могли сделать нормальной локализованной платежной системы. Но сбои возможны. Хотя они вряд ли будут критичны. Какие именно это будут сбои? Может случиться все что угодно. Но, думаю, за несколько дней все будет исправлено. У нас не самые безрукие программисты, квалификация айтишников весьма неплохая.

Андрей Емелин, председатель НП «Национальный совет финансового рынка»:

— Думаю, эта проблема несколько преувеличена. Технологические сбои при данном переключении происходить не должны. Проводилось длительное тестирование, и на предмет всех возможных накладок технического свойства система проверена. Возможны, конечно, какие-то трудности, связанные с особенностями передачи информации, но на потребителях это сказаться никак не должно, есть же дублирующая система передачи сообщений, исходная для МПС. Так что переход на НСПК делает возможным проведение платежей по двум дублирующим контурам. В целом надежность системы только повышается. И уж с самим моментом «переключения тумблера» 1 апреля связывать какие-то опасности вовсе не стоит. Ни с технической точки зрения, ни с правовой, ни с организационной. Для этого нет предпосылок. Создание системы НСПК имеет контуры контроля с нескольких сторон, так что если бы хоть какая-то опасность существовала, процесс бы просто никуда не шел. И если специалисты еще могут вести дискуссию по тем или иным аспектам функционирования НСПК, то уж у потребителей нет никаких оснований для волнений и тревог.

Наталья Касперская, генеральный директор InfoWatch:

— Обычно на отладку такого значительного софта уходит в зависимости от системы два-три месяца. Хотя возможно, что система так хорошо сделана, что проблем с ней вовсе не возникнет.

Дарья Ермолина, директор по коммуникациям Тинькофф-банка:

Тинькофф-банк подключился к НСПК еще в декабре 2014 года и еще со второй половины марта начал постепенно переводить трафик на НСПК, поэтому переход идет в соответствии с запланированным графиком.

Ростислав Яныкин, директор управления банковских карт и расчетно-кассовых услуг Сбербанка:

— Мы уверены, что после подключения к НСПК процесс обслуживания карт наших клиентов будет максимально стабильным, надежным и комфортным, как и в настоящее время.

Илья Рябый, глава MasterCard в России:

— Мы заключили партнерство с НСПК в декабре 2014 года. И делаем все необходимое, чтобы переход на новую технологическую платформу был плавным и незаметным для всех сторон, и не ожидаем никаких изменений в обслуживании карт в связи с этим нововведением

Ольга ШЕСТОПАЛ