Свой QR ношу с собой: в СБП обсуждается новый способ оплаты
У каждого россиянина может появиться свой собственный QR-код для оплаты в Системе быстрых платежей (СБП). Он будет генерироваться на смартфоне покупателя в момент оплаты покупки и считываться продавцом с помощью сканера. Такой вариант обсуждается на финансовом рынке, рассказали «Известиям» в четырёх крупных банках, информацию подтвердили в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) и представители нескольких ритейлеров. В ЦБ не исключили вероятность появления нового сценария. В кредитных организациях пояснили, что этот механизм сокращает клиентский путь, безопаснее и удобнее, а также может работать без интернета — если доработать алгоритмы формирования кода.
Без интернета
На финансовом рынке обсуждается еще один способ оплаты через СБП с помощью QR-кода — его генерация предполагается на смартфоне покупателя в отдельном приложении, рассказал «Известиям» директор департамента эквайринга банка «Открытие» Александр Дынин. В код будет зашита информация о счёте клиента и разрешение списать оттуда деньги. Все сведения о покупке (сумма, счёт получателя) будут содержаться у продавца. Клиентский путь этого сценария прост: чтобы провести платеж, покупатель показывает QR-код на своем смартфоне кассиру, тот его сканирует и «вытягивает» нужную сумму денег, пояснил Александр Дынин. Это похоже на оплату с помощью Apple Pay или Google Pay, только вместо прикладывания смартфона к терминалу продавцу нужно показать QR-код.
— Код с информацией генерируется всего на 30 секунд — из-за короткого времени хранения его сложно скомпрометировать. Кроме того, «кнопка» генерации QR-кода сработает на всех устройствах, даже самых примитивных. Выше будет и скорость работы — не придется открывать приложение онлайн-банка, идентифицироваться в нем, — перечислил преимущества Александр Дынин.
Даже если код окажется в руках мошенника, уже через полминуты он станет недействительным для оплаты.
О возможности генерации QR-кодов на телефоне клиента для оплаты товаров и услуг через СБП знают также в ВТБ, МКБ и Промсвязьбанке, рассказали «Известиям» в этих кредитных организациях. Основным преимуществом такого способа будет возможность оплаты без интернет-соединения на устройстве клиента, считает директор департамента электронного бизнеса МКБ Алексей Курзяков. Однако для реализации этого сценария необходимо доработать программное обеспечение и банковские приложения, подчеркнул замдиректора департамента электронного бизнеса Промсвязьбанка Никита Хомутов.
СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»
Сейчас в точках продаж действует два сценария оплаты через СБП. Динамический QR-код выводится на платежном терминале и заново генерируется для каждого чека. Он хранит в себе данные о счете продавца, на который поступят деньги, и о сумме покупки. Статический код печатается на бумаге: в нем содержатся сведения только о продавце, а сумму покупки покупателю придется вводить самому в мобильном банке. Отсканировав код, клиент переходит по ссылке в интернет-банк, авторизуется в нём и подтверждает перевод средств.
Хватит обычного сканера
Внедрение способа оплаты, при котором QR-код генерируется на смартфоне клиента, действительно обсуждается, подтвердил «Известиям» глава АКИТ Артём Соколов. Помимо удобства для клиента, такой сценарий упрощает техническое переустройство торговой точки.
— Сейчас для приёма платежей через СБП ритейлерам нужно либо настраивать дисплеи для вывода QR-кода, либо печатать их на бумаге. Новый сценарий позволил бы расширить применение СБП для оплаты покупок даже на небольшие торговые точки, где используются бюджетные линейные сканеры. Они и так есть в большинстве точек продаж, — пояснил Артём Соколов.
Сеть гипермаркетов «Лента» выступает за разработку именно такой технологии и поддерживает её, сообщил «Известиям» представитель ритейлера. Там считают, что это более удобный, технологичный и перспективный вариант. X5 Retail Group (объединяет сети магазинов «Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель») работает над развитием СБП и тестирует разные технологические решения, в том числе — когда QR-код генерируется с помощью мобильного приложения клиента и считывается продавцом или подносится к устройству на кассе самообслуживания, рассказали в пресс-службе ритейлера.
О предлагаемой технологии также знают в Wildberries и Ozon, рассказали «Известиям» их представители. Пандемия коронавируса показала актуальность различных сервисов бесконтактной оплаты: сценарий с генерируемым клиентом QR-кодом будет отличным решением для оплаты покупок в момент их получения у курьера или в пункте выдачи, уверен директор по связям с органами госвласти Ozon Сергей Кучушев. СБП позволяет ритейлерам экономить на эквайринге, напомнил финансовый директор Wildberries Владимир Бакин. Средства направляются на развитие программ лояльности и популяризацию новых платежных возможностей.
В ЦБ и Национальной системе платёжных карт (НСПК — клиринговый центр СБП) «Известиям» заявили, что сосредоточены на развитии платежей от физлиц к юрлицам с использованием технологий, уже реализованных в СБП. Тем не менее в регуляторе не исключают, что в перспективе будут рассматривать возможность применения и других технологий. В НСПК добавили, что возможность покупать товары по СБП предоставляют 10 банков. Однако новый способ оплаты пока не прорабатывается, добавили в НСПК.
Маленькая белая коробка
Предлагаемая схема может сократить расходы на стороне продавца, поскольку в том числе не придется переучивать персонал, отметили в Почта Банке. В «Тинькофф» же считают, что технология не будет принципиально удобнее — клиенту всё равно придется сделать несколько кликов для проведения трансакции.
Безопасность метода ничем не уступает бесконтактным платежам: идет привязка к смартфону клиента по аналогии с Apple Pay или Google Pay, которым уже доверяют, считает коммерческий директор компании «Техносерв Консалтинг» Алексей Катрич. Он добавил: важное достоинство технологии в том, что денежные транзакции остаются в экономике России, без привлечения международных платежных систем — это выгодно стране для минимизации санкционных рисков.
Метод «маленькой белой коробки», которая считывает QR-код клиента, активно применяется в мире, в частности — в Китае, отметили в крымском РНКБ. QR-коды популярны в азиатских странах, поскольку там возникла проблема с недостатком наличных, при этом не было опыта использования банковских карт, знает эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев. Россияне, активно использующие банковские карты, не так быстро усвоят новый метод оплаты. По словам эксперта, рост популярности QR-кодов будет зависеть от того, разрешат ли ритейлерам подключаться к СБП напрямую, минуя банки, и делать скидки в зависимости от метода оплаты.
Наталья ИЛЬИНА