Упал и не отжался: телеком потерял более трети платежей из-за кризиса

Из-за кризиса, вызванного распространением коронавируса, российский телеком теряет более трети средств: в апреле Центробанк зафиксировал снижение денежных поступлений в адрес этих компаний на 30–45% — по сравнению с докарантинным периодом. Операторы связывают это с закрытием бизнесов и ухудшением платежеспособности клиентов. А аналитики отмечают, что снижение платежей может повлечь повышение тарифов на связь на 10–15%.

Средняя температура

До введения режима самоизоляции в адрес телеком-компаний поступило как минимум на треть больше платежей, чем в месяц карантина. Об этом свидетельствуют данные мониторинга отраслевых финансовых потоков Центробанка за апрель 2020 года. Как уточнили «Известиям» в пресс-службе ЦБ, аналитики сравнили каждую из рабочих недель апреля со средним значением между периодом до самоизоляции (март 2020-го) и апрелем прошлого года.

Так, финансовый поток в сфере телекоммуникаций 20–24 апреля 2020 года снизился на 30%, 13–17 апреля — на 28,2%, 6–10 апреля — на 37,9% и 30 марта–3 апреля — на 45%, по сравнению с докарантинным периодом. Средний дневной входящий поток платежей в апреле колебался в диапазоне от 6 млрд до 8 млрд рублей в каждую из четырех недель месяца.

Как пояснили «Известиям» в пресс-службе ЦБ, в мониторинг попали все компании с кодом 61 общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) «Деятельность в сфере телекоммуникаций» — мобильные операторы, провайдеры, операторы спутниковой связи. Они фигурировали как получатели в платежах, проведенных через платежную систему Банка России. ЦБ не учитывал расчеты через корреспондентские счета ЛОРО и НОСТРО, внутрибанковские платежи и переводы через иные платежные системы.

Для телекома падение платежей можно объяснить влиянием внешней среды, говорит аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын. По его словам, главные потери компании несут в B2B-сегменте. Это связано с прекращением работы торговых центров, кафе, баров и ресторанов, стадионов, салонов, парикмахерских, домов быта и т.д., перечисляет эксперт.

В ГК «Алмател» и «Акадо Телеком» подтверждают снижение входящих платежей со стороны физических и юридических лиц. Как сообщила «Известиям» руководитель пресс-службы «Акадо Телеком» Светлана Белых, больше всего уменьшились платежи со стороны малого и среднего бизнеса. «Алмател», в свою очередь, связывает это с миграцией абонентов за город, закрытием бизнесов и ухудшением платежеспособности клиентов.

Снижение платежеспособности населения вследствие пандемии и уменьшение объемов подключений из-за длительного периода изоляции оказывают влияние на поступления от абонентов и на рынке платного ТВ, отметил директор по маркетингу ГК «Орион» Дмитрий Жичин.

Акционер оператора спутниковой связи «КА-Интернет» Сергей Пехтерев обращает внимание на то, что клиенты стали задерживать оплату услуг. Об этом же говорит и директор по корпоративным коммуникациям «Межрегионального ТранзитТелекома» (МТТ) Анна Бойко. По ее словам, в начале апреля было несколько обращений от корпоративных клиентов с просьбой отсрочить платежи.

Оператор спутниковой связи «КБ «Искра» уже зафиксировал несколько обращений корпоративных клиентов, которые отказываются от услуг в связи с ликвидацией предприятий, рассказала «Известиям» начальник отдела маркетинга компании Юлия Ильяшенко.

Трафик растет, выручка падает

Снижение денежных поступлений в адрес телекоммуникационных компаний сопровождалось ростом активности пользователей.

По подсчетам «Компании ТрансТелеКом» (ТТК), совокупный абонентский трафик в апреле увеличился на 20% по сравнению с докарантинным периодом. На 60,5% вырос объем передаваемых мобильных данных на пользователя по отношению к аналогичному периоду прошлого года, следует из отчетности VEON (материнской компании «Вымпелкома») за I квартал 2020-го. Увеличение потребления повлекло за собой необходимость инвестиционных затрат, добавили в «ЭР-Телекоме».

— Мы вынуждены были дополнительно инвестировать 1 млрд рублей в инфраструктуру, чтобы обеспечить пропуск трафика. У «ЭР-Телекома» на 40% выросло интернет-потребление, при этом выручка упала на 5–10%. Эти «ножницы» создали серьезные риски для последующей деятельности операторов. Многие путают рост трафика и выручки. Между ними нет прямой зависимости. Напротив, трафик растет, а выручка падает. Так сегодня устроена телеком-отрасль, — сказал президент «ЭР-Телеком Холдинга» Андрей Кузяев.

О росте расходов на строительство инфраструктуры при недополучении доходов говорит и пресс-секретарь Tele2 Дарья Колесникова. Она акцентировала внимание на перераспределении нагрузки на сеть. Из-за закрытия мест массового скопления людей и перевода предприятий на удаленную работу в некоторых районах трафик достиг нулевых значений. Напротив, в отдельных местах, например в спальных районах, где люди находятся дома на самоизоляции, сеть требует усиления мощностей выше запланированных объемов.

Рост трафика не отменяет факта закрытия части салонов, сокращения числа посетителей в рознице, выпадения доходов от международного роуминга, напомнила Дарья Колесникова. Ранее аналитики подсчитали для «Известий», что «большая четверка» может недополучить до 16 млрд рублей от летнего роуминга.

Повышать нельзя оставить

Подорожание услуг сотовой связи для пользователей неизбежно в случае, если у компаний растут издержки по развитию инфраструктуры для новых технологий, сказал «Известиям» венчурный предприниматель, директор «Казахтелекома» Алексей Буянов. По его прогнозам, в России следует ожидать роста цен в диапазоне 10–15% до конца года, так как более резкий скачок может дать негативный эффект в условиях уменьшения платежеспособного спроса.

Такого же прогноза придерживается и Леонид Делицын. Увеличения цен на связь ожидает и аналитик «Фридом Финанс» Валерий Емельянов. Он считает вполне возможным, что еще до конца этого года операторы будут постепенно пересматривать свои тарифные сетки и синхронно наращивать средний размер чека с каждого клиента.

Предпосылки для роста тарифов действительно существуют, согласен и генеральный директор компании «Обит» Андрей Гук. На это может влиять не только спад активности в B2B-сегменте, но и рост курса валют, который повлек за собой повышение закупочной стоимости импортного оборудования.

Пока же большинство опрошенных «Известиями» компаний из сферы телекоммуникаций стараются сохранять прежний уровень цен. Высококонкурентный рынок не даст возможности их существенно завышать, уверены в «Ростелекоме». В противном случае люди будут менять операторов. Кроме того, компании зависят от платежеспособного спроса, на который влияет ситуация с коронавирусом. Той же позиции придерживаются в «Алмателе», «Акадо Телекоме», «ТрансТелекоме», Danycom и «Орионе».

В МТС и «Мегафоне» воздержались от комментариев о возможном росте цен на услуги связи, в Tele2 этот вопрос также оставили без ответа.

В «Вымпелкоме» (торговая марка «Билайн») «Известиям» сказали, что в нынешних непростых условиях прилагают все усилия, чтобы помочь клиентам, оператор не только не повышал цены, но и обеспечил пользователям целый перечень бесплатных сервисов. На вопрос о том, возможен ли рост цен в перспективе, в компании не ответили.

Анна УСТИНОВА, Анастасия ГАВРИЛЮК