Платежные каникулы: банки просят на год отсрочить подключение к СБП
Коронавирус может на год отрезать клиентов малых банков от бесплатных переводов через Систему быстрых платежей (СБП). Кредитные организации с универсальной лицензией хотят сдвинуть срок обязательного подключения к сервису до 1 октября 2021 года. Об этом говорится в письме Ассоциации банков России в ЦБ (есть у «Известий»). Для подключения требуется личное взаимодействие специалистов, кроме того, свободные деньги следует направить на реструктуризацию кредитов. Сейчас в СБП состоит около 60 финорганизаций, еще порядка 180 — в процессе присоединения, сообщили в регуляторе. Учитывая социальную значимость услуги, в ЦБ считают нежелательным давать банкам отсрочку.
Кредитные организации попросили ЦБ подумать о переносе срока обязательного подключения к СБП для переводов по номеру телефона: с 1 октября 2020-го на 1 октября 2021 года. Такое предложение содержится в письме Ассоциации банков России (АБР) в регулятор (есть в распоряжении «Известий»). О сложностях сообщают малые и средние банки с универсальной лицензией, говорится в письме.
Закупка оборудования и ПО, обучение сотрудников, доработка дистанционных каналов требуют затрат в размере не менее 3–5 млн рублей, а в некоторых случаях — 10 млн, говорится в документе. При этом кредитные организации вынуждены оптимизировать бюджеты в условиях снижения потребительского спроса, уменьшения транзакционной активности, повышения волатильности на финрынках. В первую очередь, банки направляют средства на реструктуризацию займов и кредитные каникулы.
Кроме того, установка и настройка оборудования требуют очного присутствия специалистов и IT-подрядчиков, тогда как из-за коронавируса большинство сотрудников работает удаленно, отмечается в письме. В нем сказано, что вызов сотрудников на работу для подключения банков к СБП создает риски заражения. В некоторых регионах это в принципе невозможно из-за карантинных мер.
Обращения с просьбой перенести сроки присоединения к СБП поступило в АБР от нескольких банков, рассказал вице-президент ассоциации Алексей Войлуков. Он отметил, что процесс подключения может занять несколько месяцев.
— Еще в феврале 2019 года, когда система была запущена, ЦБ заявлял, что около 100 банков подали заявки на подключение, но не все они на сегодняшний день стали участниками СБП — значит, есть сложности и тонкости процесса, — отметил Алексей Войлуков.
Сейчас участниками СБП выступают порядка 60 банков, 10 из них уже обеспечили технологию оплаты по QR-кодам, сообщили «Известиям» в Национальной системе платежных карт (НСПК — клиринговый центр СБП). При этом на 1 мая в России действовал 261 банк с универсальной лицензией, говорится на сайте регулятора. Таким образом, по нынешним правилам около 200 банков должны обеспечить переводы через СБП уже к октябрю 2020-го.
С 1 мая перечисления в СБП на сумму до 100 тыс. рублей в месяц бесплатны, свыше этого объема взимается комиссия не более 0,5% от перевода — это важно в условиях пандемии, напомнили в регуляторе. Учитывая социальную значимость услуги, сроки подключения банков к СБП желательно сохранить без изменений, заявили «Известиям» в ЦБ. Там подчеркнули, что этот функционал необходим прежде всего гражданам. По информации Банка России, более 180 организаций проводят мероприятия по присоединению к сервису, и большинство банков планирует закончить процесс в обозначенные сроки.
Время, необходимое для подключения к СБП, индивидуально, и зависит от того, как выстроены технологические и бизнес-процессы в конкретном банке, добавили в НСПК.
Ждут гиганта
Зимой 2020-го ЦБ рассылал письмо о том, чтобы банки постарались провести тестирование системы заранее, а не в последний момент — в октябре 2020, рассказал «Известиям» директор департамента розничных продуктов Абсолют Банка Виталий Костюкевич. Впрочем, по его словам, отложенное на год подключение небольших кредитных организаций не отразится на сфере денежных онлайн-переводов, поскольку их доля составляет не более 10%. В ближайшее время рынок ждет полномасштабного подключения Сбербанка, после чего начнется реальное развитие и рост СБП, уверен Виталий Костюкевич.
Сбербанк присоединился к системе в конце марта 2020-го, хотя должен был сделать это 1 октября 2019 года. Сейчас сервис доступен только ряду клиентов по всей стране, ведется его тиражирование: полномасштабное внедрение планируется завершить в ближайшее время, уверили «Известия» в Сбербанке. В кредитной организации ожидают, что сервис станет доступен всем пользователям «Сбербанк Онлайн» к началу июня.
Присоединение к СБП для небольших банков связано с сокращением доходов от денежных переводов. Было бы логично до наступления срока обязательного подключения снять текущие тарифные ограничения по переводам в СБП, вернувшись к практике самостоятельного управления участниками рынка тарифами на платежи, считает зампред правления банка «Зенит» Дмитрий Юрин.
К просьбам небольших банков стоит прислушаться — они особенно сильно испытывают на себе экономические последствия пандемии коронавируса, считает управляющий партнер BMS Group Алексей Матюхов. Он пояснил, что расходы на СБП банки могут направить на резервирование плохих займов, поскольку кредитные риски сильно увеличились, а в ближайшее время следует ожидать роста просроченной задолженности. При этом от финансового состояния банков зависит возможность кредитования россиян и предприятий, которая будет нужна для восстановления после нерабочего апреля, подчеркнул Алексей Матюхов.
Торопить малые банки подключаться к СБП не обязательно — существенного влияния на доступность финансовых услуг сейчас это не окажет, согласен инвестиционный стратег «БКС Премьер» Александр Бахтин. Он добавил, что повысить популярность СБП скорее позволит сохранение нулевых комиссий. По ожиданиям Александра Бахтина, бесплатный период продлится около года и будет зависеть от восстановления экономики и доходов граждан.
Наталья ИЛЬИНА