РБК: Кудрин обвинил власти в популизме и страхе перед реформами

Экономика России не будет расти выше 2% в год даже после окончания активной фазы кризиса, заявил глава КГИ Алексей Кудрин. Он объяснил это «значительным популизмом» в управлении страной и боязнью реформ.

В период нынешнего президентства Владимира Путина, с 2012 по 2018 год, темпы роста экономики будут составлять 1,5%, в лучшем случае 2%, что ниже среднего мирового роста — такой прогноз глава Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин дал во время выступления на апрельской конференции Высшей школы экономики.

Он напомнил, что в предыдущий путинский период, с 2000 по 2008 год, темпы роста составляли около 7% ежегодно, а за 15 лет с учетом кризиса ВВП страны вырос на 94%. «Я эту [нынешнюю] границу роста России ниже мирового уровня называю уровнем стагнации. Мы сегодня находимся в состоянии стагнации. Мир растет, мы стагнируем», — сказал Кудрин.

Тормозят развитие экономики в том числе сложившаяся политическая система, отношение к предпринимательству, изменения в настроениях общества и отсутствие политической воли решать системные проблемы, считает экс-министр финансов. Реализация реформ в России замедлилась, они реализуются «половинчато», а в общей модели управления страной присутствуют «значительный популизм и боязнь реформ», отметил он.

«Считаю, что в период 2007–2008 годов у нас сложилась система мягкого авторитаризма, где существуют определенные свободы, но они существуют в ограниченном виде. И в конечном счете такая модель сокращает обратные связи с экономикой. В связи с этим мы сегодня видим пробуксовку решения важнейших проблем страны», — полагает он.

В России сложился бюрократический класс, Кудрин называет его бюрократическо-правоохранительной кастой, которая, по его словам, «слабо реагирует на вызовы и не выполняет в полной мере тех целей, которые она должна выполнять перед обществом».

«Бюрократия серьезно давит на бизнес, ограничивает его. Создает сложности то, что мы называем административными барьерами, коррупцией. Тем самым эффективность экономики остается невысокой, — говорит Кудрин. — В этих условиях предпринимательство как основной мотор российской экономики испытывает большие сложности».

Часть общества относится к предпринимателям, «как к кулачеству», и эта идеология «еще немного стала вырастать», признает Кудрин. Угрозу экономике несет и «рост национализма», связанный с санкциями и событиями на Украине, указывает он.

«Рост российской идентичности приводит к формированию пока еще неопределенной концепции консерватизма, которая в тех проявлениях, которые сегодня мы видим, становится барьером на пути развития страны. Боюсь, что дальнейшее дистанцирование от мирового контекста уменьшит возможности России в части роста ВВП на душу населения и реальных доходов, — предупредил глава КГИ. — Но что особенно опасно, станет причиной отставания России в технологическом прогрессе, в техническом и в связи с этим — в военном».

Как считает Кудрин, у России есть перспективы развития «на базе нынешней основы экономики», но нужна «воля к реформам» и к решению «самых острых проблем», которыми, по его мнению, являются в том числе правовые вопросы защиты прав собственности и прав личности. «Нужна еще соответствующая программа поддержки бизнеса, предпринимательства», — добавляет он. В таком случае Россия сможет в течение трех–пяти лет перейти к «новому потенциалу роста» в 4–5%.

Яна МИЛЮКОВА