Долгая дорога в офис: удаленка даст шанс специалистам из регионов
После снятия ограничений, вызванных распространением коронавируса, число вакансий для удаленной работы вырастет. Такие прогнозы дают специалисты ВНИИ труда. В ряде сфер дистанционный формат работы показал свою эффективность, а в будущем его введение позволит сократить затраты на аренду офисных помещений. Значительные изменения могут настать и в офисной работе: по мнению аналитиков, всё меньше компаний будут работать в формате опенспейсов. После пандемии многие офисы будет ждать переоборудование. Окажется ли формат удаленной работы эффективным и после снятия ограничений и к чему приведет его распространение, «Известиям» рассказали эксперты по трудовым отношениям и кадрам.
Удаленная доля
Специалисты ВНИИ труда отмечают, что в ближайшем будущем доля дистанционной занятости в ряде сфер будет увеличиваться. В частности, на удаленке будет работать всё больше людей, занятых в финансовой и страховой сферах, в сфере государственных услуг, бизнес-консультациях и аудите. Более востребованными станут онлайн-образование, культурные и досуговые мероприятия в удаленном формате.
«Эксперимент с переводом на удаленную работу в условиях пандемии открывает для многих людей, для целых секторов экономики новые возможности. Предприятия будут больше инвестировать в развитие бизнес-моделей, связанных с удаленной работой и с развитием роботизированных промышленных технологий, учебные заведения начнут больше преподавать онлайн, активнее станут развиваться сектора, связанные с цифровыми и онлайн-услугами», — отметили во ВНИИ труда.
Удаленный формат работы может сохраниться и после ослабления ограничительных мер, однако он может потребовать от работодателей дополнительных расходов на оборудование и программное обеспечение, считает профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления РАНХиГС Александр Щербаков.
— Те работники, которые могут выполнять свою работу на условиях удаленного формата, обходятся работодателю дешевле. Но такая работа также потребует определенных вложений, в том числе по организации рабочего места, для покупки определенной аппаратуры и программного обеспечения. В текущий момент этот вопрос пока не стоит остро, но рано или поздно он всплывет. В любой момент могут потребоваться всё большие мощности для обеспечения удаленной работы, которые потребуют вложений. И сам работник, скорее всего, не будет заинтересован в том, чтобы покупать дорогостоящее рабочее оборудование за свой счет. Прелесть удаленной работы может раствориться в новых затратах на покупку рабочего оборудования, — отметил Щербаков.
Далеко не все производства и сферы могут перейти на дистанционную работу на постоянной основе, даже при условии, что во время самоизоляции такой формат работы показал свою эффективность. Прежде всего это коснется сфер, в которых важную роль играет обеспечение конфиденциальности информации, считает директор Института профессионального кадровика Валентина Митрофанова.
— Понятно, что если компания работает в режиме реального производства, например, нефтедобычи, то несмотря на то, что они переводили людей на дистант, то после стабилизации обстановки они планируют возвращаться в офисы практически полностью. Даже тот труд, который можно было бы оставить дистанционно, в таком формате не оставят. Связано это по большей части с режимом конфиденциальности информации. Это априори закрытые компании, в которых запрещено было вносить информацию на флешку. Им эксперимент с удаленкой не понравился даже несмотря на высокую производительность труда, — подчеркнула Митрофанова.
Шанс для регионов
Введение дистанционного формата потребует совершенно иных управленческих ресурсов и методов защиты информации. В Госдуме планируют рассмотреть возможность внесения изменений в Трудовой кодекс, касающихся удаленной работы. В документе будут конкретизированы обязанности работодателя по оборудованию рабочих мест и контролю рабочего времени. Если эти расходы окажутся адекватны расходам при создании рабочего места в офисе, то это однозначно повлияет на выбор компании, отмечает Митрофанова.
— Удаленные работники всегда были привлекательны для работодателя тем, у него не было никаких обязательств по охране труда и организации рабочего места. Это большая статья затрат, но если будут внесены изменения в законодательство, нововведения могут повлиять на конечный процесс принятия решения о переходе на удаленную работу. Если говорить о компаниях из сферы услуг, не связанной с реальным производством, в области маркетинга, рекламы, информационных технологий, то компании в этих сферах планируют оставить до половины сотрудников на дистанте и к привычному формату уже не вернутся. Компании, занимающиеся арендой коммерческой недвижимости, уже понимают, что впереди серьезный отток арендаторов. Работодатели осознают, что можно экономить на расходах, связанных с содержанием офиса. Это один из возможных способов выхода из кризиса, — пояснила кадровый специалист.
Высокая производительность труда, которую показывают сотрудники при вынужденном переходе на удаленную работу за прошедшие два месяца, может быть вызвана рядом стрессовых факторов. В то время как по прошествии большего времени уровень этой эффективности может оказаться совершенно иным.
— Управление, коммуникация и корпоративная культура должны выстраиваться по-другому, есть риски потери информации. Кроме того, сотрудник может работать на несколько компаний одновременно, в том числе и конкурирующих. В офисе совершенно иной уровень контроля режима работы, нужно будет менять систему оплаты труда. Можно предположить, что дома человек работает с другим уровнем интенсивности, потому что на работе у него есть среда. Дома за ним нет контроля, поэтому и рабочее время размывается. Задачи, которые можно было бы завершить в офисе до конца рабочего дня, доделываются уже после его окончания, — добавляет кадровый специалист.
В дальнейшем распространение удаленного формата работы на рынке труда может привести к замене дорогих специалистов из мегаполисов менее высокооплачиваемыми кадрами из регионов. Однако для уникальных специалистов не ожидается кардинальных изменений.
— Наступает время работодателя, а не работника. Замена дорогих специалистов из Москвы на региональных наступит совершенно точно. Мы понимаем, что в ближайшее время задача любого бизнеса — оптимизация оплаты труда. Один из вариантов — сокращение персонала, но это произойдет в случае, если компания может работать в условиях уменьшения кадрового состава. Может начаться либо пересмотр оплаты труда уже работающих сотрудников, либо их замена на менее высокооплачиваемых. Работодатели уже пришли к выводу, что благодаря дистанционной работе они не заперты на московском рынке труда, а в центральной России достаточно много городов, где уровень зарплат в два-три раза ниже. Переплачивать за то, что человек живет в Москве, если он не уникальный специалист, станет бессмысленным, — резюмировала Митрофанова.
Вернутся не все
Согласно опросу, проведенному компанией Superjob, каждая пятая компания планирует продлить формат удаленной работы и после завершения режима самоизоляции. Большинство работодателей (72%), впрочем, намерены вернуть сотрудников в офисы. Еще 17% хотят оставить дистанционный формат на какое-то время.
Вопрос возврата сотрудников в офис с удаленного режима индивидуален для каждой компании или отрасли бизнеса, считает директор по организационному развитию hh.ru Марина Львова. На это влияет множество факторов, и именно оценка их критичности будет определять для каждой компании, готова ли она вернуть сотрудников в офис.
— «За» или «против» здесь решают множество факторов: как в целом сотрудники «переживают» режим home office [домашнего офиса], насколько упала или выросла эффективность, есть ли признаки выгорания, имеют ли руководители достаточно навыков управления децентрализованными командами, достаточен ли запас прочности ИТ и другой инфраструктуры, практиковала ли компания до самоизоляции лояльный режим в формате «дом/офис», насколько в деньгах и по срокам удалось договориться с арендодателями офиса и тому подобное, — поясняет Львова.
Массовое возвращение сотрудников в офисы произойдет еще не скоро, и этот процесс, судя по всему, окажется поэтапным. Одними из первых вернуться в офис могут сотрудники с административными функциями, а в офисах будут обеспечивать социальную дистанцию.
— В одночасье вернуться к привычной офисной жизни с переговорками, перерывами на чай/кофе с коллегами, празднованиями дней рождения целыми отделами и прочим офисным радостям не получится. Вполне вероятно, что на первых этапах в офис смогут вернуться только сотрудники с административными функциями, например, те, кто занимается документооборотом, и те, кто обеспечивает техническую непрерывность бизнес-процессов. Только так можно обеспечить социальную дистанцию, снизить риски здоровью. И для этого тем, кто вернется, придется пожертвовать и ограничить себя во многих «офисных» привычках, с которыми мы связываем комфорт работы в офисе, — отмечает директор по организационному развитию hh.ru.
Традиционная аренда офисных помещений уйдет в прошлое вместе с привычной рассадкой, частыми встречами, одинаковыми графиками для всех и совместными пятничными вечерами. Дистанционный формат работы надолго укрепится, причем не только в сфере традиционных офисных профессий, но даже и на производстве, уверен управляющий директор «Авито Работа» Артем Кумпель.
— Автоматизация многих процессов позволяет не только снизить количество людей на заводе, но даже и контролировать эти процессы удаленно. Для работников, деятельность которых проходит вне офисных помещений — например, в магазинах или кафе, разрабатываются варианты безопасной работы. Очевидная мера — ограничение потока клиентов в пиковые часы, усиление вентиляции помещений, создание дополнительных барьеров в момент заказа или оплаты, например, с помощью прозрачных перегородок. Нет уверенности, что люди постоянно будут носить маски или перчатки, поэтому задача работодателей сейчас придумать подобные альтернативные способы защиты сотрудников и клиентов, — отметил Кумпель.
Пандемия коронавируса, по его словам, сильно перекроила рынок труда, и прежние рабочие привычки безвозвратно уходят в прошлое.
Анастасия ЧЕПОВСКАЯ