Макро и ветрено: почему прогноз Минэкономразвития отправлен на доработку

Кабмин вернул Минэкономразвития на доработку прогноз социально-экономического развития РФ до 2023 года. Об этом «Известиям» рассказали три источника, близких к правительству. По их словам, это уже второй неудачный заход Минэка: первый раз ведомство представило документ еще 20 мая, но его сразу же отправили на корректировку. Доработанный прогноз Минэкономразвития внесло 2 июня. По данным собеседников, документ не был согласован и содержал «несколько спорных оценок». В последний раз столь серьезные проблемы с утверждением макропрогноза возникали у министерства в 2016 году, когда им руководил Алексей Улюкаев.

Без объяснений

Рассмотрение правительством трехлетнего макропрогноза Минэкономразвития было запланировано на 4 июня, однако вопрос в этот день неожиданно и без объяснения причин сняли с опубликованной ранее повестки заседания. В пресс-службе кабмина уточнили, что обсуждение оценок Минэка отложено на неделю.

Близкий к правительству источник «Известий» сообщил, что прогноз был возвращен Минэку на доработку. Информацию подтвердили и два других собеседника, знакомых с процессом обсуждения документа. По словам первого источника, для многих решение оказалось довольно неожиданным и «спутало карты» другим министерствам, которые уже начали готовить собственные документы на основе оценок Минэка.

Более того, как уверяют собеседники «Известий», этот прогноз на корректировку возвращают в Минэкономразвития уже второй раз. Впервые ведомство внесло его в правительство 20 мая. Об этом тогда сообщал и глава Минэка Максим Решетников. Однако подготовленные Минэком оценки вернули. Повторно министерство внесло документ 2 июня — за два дня до заседания правительства. Как оказалось, и на этот раз неудачно.

О причинах произошедшего собеседники «Известий» высказались довольно расплывчато. Один из них пояснил, что документ «не со всеми согласован» и кабмин не был готов рассматривать его 4 июня. Другой добавил, что часть правительства считала прогноз Минэкономразвития довольно спорным — в частности, ожидалось более глубокое падение в 2020-м и более динамичный рост в последующие годы.

В Минэкономразвития на вопрос «Известий», действительно ли правительство попросило ведомство доработать макропрогноз, не ответили. В пресс-службе кабмина на аналогичный запрос также не отреагировали. В Минфине, который готовит проект бюджета на основе документа Минэка, предложили адресовать запрос авторам прогноза и уточнили, что финансовый план на ближайшие три года будет пересматриваться осенью.

Впрочем, Максим Решетников ранее комментировал сделанные оценки исключительно как ориентировочные. Он подчеркивал, что в августе–сентябре прогноз в любом случае придется пересматривать — с поправкой на эпидемиологическую ситуацию и эффект от общенационального плана восстановления экономики, который пока еще не утвержден.

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»

В базовом варианте документа Минэкономразвития прогнозировало следующие показатели. ВВП в 2020 году снижается на 5%, но затем возвращается к росту: на 2,8% в 2021-м, на 3% в 2022-м и 3,1% в 2023-м. Инфляция, по оценкам Минэка, все четыре года составит 4%. Доллар в 2020-м будет стоить 72,6 рубля, в последующие годы курс прогнозировался примерно на том же уровне. Доходы населения в 2020-м упадут на 2,8%, в 2021–2023-м будут расти на 2,8, 2, и 2,6% соответственно. Безработица в этом году составит 5,7% (+1,1 п.п. по сравнению с 2019-м), к 2023-му откатится до докризисных 4,7%.

Другие сценарии, кроме основного, Минэкономразвития не публиковало. Как писали ранее «Известия» со ссылкой на источники, в консервативном варианте ведомство ожидало падения ВВП до 7,5% в 2020 году. Другие макроэкономические показатели от базовых уровней практически не отличались. Оптимистичный сценарий Минэк в этот раз не готовил, сообщали собеседники «Известий».

История повторяется

Одним из самых скандальных за последнее время было рассмотрение прогноза Минэкономразвития осенью 2016 года. Тогда Минэк возглавлял Алексей Улюкаев, и его ведомство разошлось в оценках курса валюты и инфляции с Минфином и ЦБ. Минэкономразвития прогнозировало более крепкий рубль и активный рост цен. Это не совпадало с бюджетными проектировками и таргетом по инфляции. В конечном счете Минэк уступил и «подогнал» прогноз под задачи коллег.

Не исключено, что кабмин не устроил курс рубля и на этот раз он выглядит чересчур сильным, предположил директор Центра структурных исследований РАНХиГС Алексей Ведев (в прошлом — замглавы Минэка). А оценки стоимости нефти — исходя из того, как складывается ситуация — могли, напротив, показаться слишком пессимистичными ($31,1 за баррель Urals в среднем в 2020 году).

Однако ситуация, когда правительство уже несколько раз возвращает Минэкономразвития макропрогноз, крайне нестандартна, отметил он.

— Возможно, это произошло из-за пандемии, так как коммуникации были затруднены, — предположил Алексей Ведев.

Хотя уровень неопределенности всё еще высок, цифры, предложенные Минэкономразвития, очевидно, далеки от реальности, уверена доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Екатерина Новикова.

В частности, спад ВВП в этом году может достичь порядка 10%, а безработица — 7–8%, предположила она.

ЦБ в этом году ожидает падения экономики на 4–6% . В 2021-м регулятор прогнозировал рост в 2,8–4,8%, а в 2022 году — в 1,5–3,5%. Впрочем, эти оценки были сделаны еще в апреле. Уже в начале мая глава Минфина Антон Силуанов спрогнозировал падение ВВП в этом году на 5%. Аналогичные оценки приводил и председатель СП Алексей Кудрин, который допускал снижение до 8%.

Дмитрий ГРИНКЕВИЧ, Екатерина ВИНОГРАДОВА