BFM.Ru: Ралли рубля. Чем опасно укрепление нацвалюты?
С начала месяца рубль вырос примерно на 10%. Этой тенденции он придерживался и 9 апреля, несмотря на падение стоимости майских фьючерсов на Brent.
Рубль продолжает стремительный рост. Доллар в ходе торгов на Московской бирже подешевел на полтора рубля. В моменте курс американской валюты опускался ниже отметки 52 — минимума с конца декабря. Евро опускался ниже 56 рублей впервые с ноября. При этом стоимость майских фьючерсов на нефть Brent сегодня упала ниже 57 долларов. Всего же с начала апреля российский рубль укрепился примерно на 10%.
Накануне на фоне ралли рубля глава Минэкономразвития Улюкаев заявил, что российская валюта возвращается к своим фундаментальным значениям. А сегодня в Госдуме попросили ЦБ предоставить план по валютному регулированию, чтобы предотвратить чрезмерное укрепление рубля. Автор обращения, депутат Владимир Гутенев, в письме Эльвире Набиуллиной отмечает, что ему поступают обращения представителей реального сектора, которые опасаются снижения конкурентоспособности российской продукции на внешнем рынке из-за укрепления рубля.
Сергей Алексашенко, бывший зампредседателя Центробанка: «Рассуждать о том, полезно для экономики то, что происходит в течение одной недели или двух недель, очень тяжело. Надо смотреть на более долгосрочные тренды. Поэтому мне кажется, что укрепление рубля за последние пару месяцев — это сочетание нескольких факторов: повышение цен на нефть, реакция обратная на ту девальвацию рубля, которая случилась в декабре, это сокращение платежей по внешнему долгу, сезонность, операции валютного РЕПО, через которые ЦБ дает валюту на рынок и которые влияют на курс рубля, то есть население, которое сначала купило доллары, а теперь их сдает обратно. Вот есть большое сочетание факторов. Мне кажется, что надо сравнивать ситуацию не с тем, что было месяц или два назад, а с тем, что было год назад. В принципе, ослабление российского рубля идет на пользу многим отраслям российской промышленности, российской экономики: это тем, кто пытается конкурировать с импортом, тем, кто работает <…> на экспорт. Поэтому сказать, что многие производители плакали и говорили, что мы не можем конкурировать… С другой стороны, ослабление рубля бьет по инвестиционным программам, потому что делает импорт дороже, а у нас значительная часть оборудования импортная. И мне кажется, что если рассуждать в интересах экономики, то для экономики важнее стабильность динамики. Экономика может приспособиться к чему угодно: к растущему курсу рубля, к падающему курсу рубля, к стабильному курсу рубля. К чему экономике приспосабливаться тяжело, это к качелям <…> когда сначала вверх, а потом вниз, сначала вверх, потом вниз. И мне кажется, что это не 1-2% вверх-вниз, это 30% вверх, 40% вниз или наоборот <…> Три с половиной месяца назад доллар стоил 70 рублей и выше, евро стоил 100 рублей, сейчас евро меньше 60. А год назад евро стоил 40, вот и посмотрите на эти качели, которые случились на горизонте 15 месяцев, конечно, это вредит экономике. Любая такая волатильность, понятно, что всегда есть те, кто выигрывает, но, по большому счету, это удар по очень многим заемщикам, вот, смотрите, по ипотечным заемщикам. Эта волатильность, эта скачкообразность никогда на пользу никому не шла <…> Очевидная сезонность, когда начинается резкий рост спроса на валюту, это август-сентябрь-октябрь. Давайте поживем полгода и посмотрим, эти качели закончились или нет. Потому что если сейчас Центральный банк наоборот, давая валюту через РЕПО, по большому счету, укрепляет рубль, потому что валюта появляется, а спрос на рынке не образуется. Давайте поживем, посмотрим, что будет летом, в августе, сентябре. Я только за то, чтобы у нас рубль, доллар стабилизировался на любом уровне — 55, 60, 50. Все равно, по большому счету, только чтобы динамика стабильна. А кончатся качели или нет, мы увидим в августе».
Business FM также обсудила стремительное укрепление рубля с ведущим аналитиком «Промсвязьбанка» Алексеем Егоровым.
Алексей Егоров, ведущий аналитик «Промсвязьбанка»: «Дело все в том, что это можно назвать последним укреплением рубля, которое наблюдается на локальном валютном рынке, таким, скажем, долгосрочным трендом, который сформировался еще в середине февраля после подписания минских соглашений. В целом геополитические риски, которые раньше отпугивали инвесторов от российских активов, потихонечку сошли на нет. И у нас в настоящий момент уже начинает появляться такой небольшой спрос со стороны нерезидентов, которые все-таки хотят поучаствовать в том ралли, которое у нас наблюдается на локальном долговом рынке. То есть, как мы видим, доходность ОФЗ у нас демонстрирует снижение, обусловлено это тем, что все участники рынка хотят все-таки поучаствовать в потенциальном смягчении монетарной политики со стороны ЦБ, то есть доходности будут естественным образом снижаться, рынок закладывает в это очень сильно, и иностранцы не хотят обойти такую возможность стороной <…> Определенно говорить, о том, когда чрезмерное укрепление рубля начнет оказывать сильное влияние на экономику, пока еще рано, потому что действительно рубль возвращается к своим фундаментальным значениям. Просто у меня больше опасения вызывает то, что курс рубля может продемонстрировать точно такое же стремительное ослабление позиций, то есть с возможным ухудшением каких-то ситуаций рубль может вернуться к значениям 57, что будет больше негатива, нежели чем он зафиксируется на уровне 55 и будет продолжительное время на нем находиться <…> Помимо фундаментальных факторов на курс рубля влияют еще и рыночные факторы, которые могут формировать определенные отклонения. В настоящий момент существует повышенный спрос на российские активы, которые, во-первых, подешевели, во-вторых, действительно существуют ожидания того, что ЦБ будет смягчать кредитно-денежную политику, и, в целом, рубль в этот момент может быть фундаментально необоснованно крепким».
А вот что по этому поводу думает Сергей Романчук, руководитель операций на денежном и валютном рынке банка «Металлинвест»: «С этим связаны определенные вызовы, так как та концепция, которая исповедовалась ранее, что подобного рода <…> девальвация должна привести к большей конкурентной способности российских товаров и каким-то образом подхлестнет экономику, безусловно, этот аспект сейчас находится под угрозой. И здесь, действительно, то, что может отрицательно сказываться, — это достаточно высокая волатильность. Думаю, что мы сейчас приближаемся к области, где дальнейшее укрепление рубля выглядит проблематичным, прежде всего, для бюджета. И у государства есть меры хорошие воздействия на курс, которые помогут с любых точек зрения. Я ожидаю, что либо более ускоренными темпами, либо на текущем заседании 30 апреля ЦБ может существенно понизить процентную ставку, этого хочет бизнес, этого хотят все, и сейчас для этого создались рыночные условия. Как минимум на один, я думаю, они точно должны понизить в такой ситуации, возможно, и на два».
В Госдуме попросили ЦБ предоставить план по валютному регулированию, чтобы предотвратить чрезмерное укрепление рубля, которое угрожает реальному сектору.